Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сергеи Иванович Танеев (1856-1915) занимает выдающееся место в русской музыкальной культуре конца XIX – начала XX столетия: ученик и последователь Чайковского, он сумел найти свой путь в музыкальном творчестве, к которому относился как к средству воплощения больших философских идей.

Танеев – автор четырех симфоний, из которых лишь одна была опубликована (остальные остались незавершенными). Симфония до минор, соч. 12 (1896-1898) – четвертая по порядку написания – ознаменовала рубеж длительных творческих исканий композитора. Яркая выразительность и завершенность мысли, монументальность и ясность драматургии цикла позволяют назвать это произведение вершиной симфонического творчества Танеева. Симфония проникнута драматическим пафосом, полна энергии и целеустремленности, что так близко артистической индивидуальности Евгения Светланова. И в то же время музыка ее отмечена характерной танеевской сдержанностью и уравновешенностью. Именно в этом сплаве противоположностей заключена большая сложность для интерпретатора.

Симфония до минор была закончена Танеевым 11 января 1898 года и 21 марта того же года впервые исполнена в Петербурге под управлением Александра Глазунова, которому она и посвящена. Н. Римский-Корсаков писал Танееву: «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением: благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка всех музыкальных мыслей». Среди более поздних отзывов выделяется статья петербургского критика В. Каратыгина: «Во всей отечественной симфонической литературе я не знаю Адажио более глубокомысленного, более овеянного духом Бетховена, чем Адажио симфонии Танеева. А мощное, пылкое, столь же стройное по своим линиям, сколько полное внутреннего огня первое Аллегро! А остро ритмованное скерцо и грандиозный финал с великолепными тематическими соединениями в коде! Разве это не величайшие достижения симфонической мысли и формы? Какой органический монотематизм! В сущности, все темы симфонии происходят от немногих основных элементов, которые …порождают весь мелодический состав симфонии и ведут к поразительному единству всего симфонического здания…»

Музыкальный антракт «Храм Аполлона в Дельфах» из оперной трилогии «Орестея» (по Эсхилу) – полный света и жизненной силы гимн во славу Аполлона. Величаво звучит антракт у Светланова, звучит как прославление всего прекрасного, что есть в жизни, на земле.
- И. Чумакова