Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Широкое признание завоевала в последние годы солистка Большого театра Валентина Левко.
Ее артистический путь не совсем обычен для вокалистки. Валентина Левко начала заниматься музыкой еще в детстве. Играла на скрипке, и ее успехи, казалось, свидетельствовали о правильном выборе профессии. В 1948 году Левко поступила на оркестровый факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, одновременно работала в симфонических оркестрах, преподавала в музыкальной школе. В 1953 году она окончила институт по классу альта. Но пение увлекало ее все больше и больше.
Вокальное дарование Валентины Левко определилось уже в юности. Работая, главным образом, самостоятельно, Левко в течение двух лет подготовила много оперных арий и партии Ратмира, Нежаты, Кончаковны. В 1957 году певица была принята в стажерскую группу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а в конце этого же года состоялся ее дебют в опере Прокофьева «Война и мир» (партия Элен). Затем она спела няню в «Евгении Онегине», Егоровну в «Дубровском» и особенно удачно Дуэнью в опере «Обручение в монастыре» С. Прокофьева.
Большую роль в творческой судьбе Валентины Левко сыграла встреча с Марией Петровной Максаковой, чьи дружеские советы и помощь много дали начинающей певице.
В конце 1959 года Левко получила приглашение на пробу в Большой театр и 4 декабря того же года дебютировала в партии Ратмира («Руслан и Людмила» М. Глинки). М. П. Максакова сказала после дебюта: «Это выступление было серьезным экзаменом на профессиональную зрелость, и, мне кажется, она выдержала его с честью».
С этого времени Валентина Левко — солистка Большого театра Союза ССР. Обладая высокой профессиональной культурой, энергией, целеустремленностью, она быстро освоила текущий репертуар. Певица исполняет в спектаклях театра партии Вани («Иван Сусанин» Глинки), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Княгини («Русалка» Даргомыжского), Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Марфы («Хованщина» Мусоргского), Графини («Пиковая дама» Чайковского), Элен («Война и мир» Прокофьева), Куикли («Фальстаф» Верди). Уже работая в театре, Левко в 1962 году экстерном окончила вокальный факультет Московской консерватории.
В программы вокальных вечеров Левко входят произведения русских и зарубежных классиков, советских композиторов, народные песни разных стран. Чрезвычайно красив голос певицы — сочное, насыщенное по тембру меццо-сопрано широкого диапазона. Искусству Валентины Левко присущи многие черты, характерные для русской вокальной школы: исключительное внимание к слову, гибкая рельефная фразировка, богатство эмоционально-смысловых оттенков, обаяние, простота и искренность.
Артистка гастролировала в Польше, ГДР, Чехословакии, Финляндии, Югославии. В 1964 году вместе с коллективом Большого театра она побывала в Италии, затем участвовала в XIV генделевском фестивале, который проходил на родине композитора в городе Галле (ГДР), в 1966 году выступила в Соединенных Штатах Америки, в 1967 — в Австралии и Новой Зеландии.
Итальянский публицист Анджело Ма-таккиера писал в газете «Правда»: «Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко. Она изумительная певица и великолепная актриса».
А газета «Фрайхайт», издающаяся в Галле, поместила следующую рецензию: «Талант артистки проявился в такой теплоте чувства, сочности, полноте голоса, что позволяет говорить о В. Левко, как о вокальном феномене».
Народная артистка республики Ирина Масленникова писала: «Как-то Александр Борисович Гольденвейзер сказал: «Вокалист должен быть музыкантом до мозга гостей». Эти слова невольно приходят в голову, когда слушаешь солистку Большого театра Валентину Левко. Ее с -полным правом можно назвать настоящим певцом-музыкантом. Музыка для Валентины Левко прежде всего источник художественных эмоций. Поэтому ее исполнение образно, напоено теплом, приносит радость слушателю.