Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Антология русской духовной музыки
Аудиозапись на 8 CD

Том. 1. Древнерусские песнопения

1 Придите, поклонимся. Благослови, душе моя, Господа 6.37
2 Свете тихий, гимн (киевский распев) 1.34
3 Ныне отпущаеши 2.16
4 Богородице Дево, радуйся 1.40
5 Шестопсалмие. Псалом №3 3.18
6 Царь Небесный, догматик 4.42
7 Пасха Красна, стихира, глас 5 3.39
8 Да воскреснет Бог, стихира, глас 5 3.47

ИВАН ГРОЗНЫЙ
9 Стихира №1 на преставление Петра, митрополита Московского и всея Руси (фрагмент) 4.42

ЦАРЬ ФЁДОР
10 Достойно есть 2.41

11 Царю Небесный (знаменный распев) 1.39
12 Приидите, поклонимся 0.55
13 Се, Жених грядет в полунощи (знаменный распев) 1.58
14 Трисвятое 2.04
15 Свете тихий 2.07
16 Хвалите имя Господне 3.49
17 Причастный стих 10.18
18 От юности моея (строчной демественный распев) 3.37
19 Достойно есть 1.57
20 Херувимская (знаменная) 7.53

Общее время звучания: 71.24

На церковно-славянском языке

Московский хор молодежи и студентов при Музыкальном обществе г. Москвы (1–5)
Дирижер – Борис Тевлин

Мужская группа республиканской академической хоровой капеллы (6–8, 10)
Дирижер – Александр Юрлов
Солисты: И. Крючков (7), М. Злотополыкий (8)

Мужской вокальный квартет: И. Воронов, 1-ый тенор; С. Сермягин, 2-ой тенор; П. Дерюгин, баритон; Е. Чепиков, бас
Руководитель – Игорь Воронов (9)

Мужской хор сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата
под управлением Анатолия Гринденко (11–20)

Записи 1966 (6–8, 10), 1988 (1–5, 11–20), 1989 (9) гг.

Том 2. Мастера партесного стиля

НИКОЛАЙ ДИЛЕЦКИЙ (1630–1680)
1 Воскресенский канон 23.52
2 Тело Христово приймите 3.46
3 Служба восьмиголосная (Киевская) 19.03

ВАСИЛИЙ ТИТОВ (ок.1650 – ок.1715)
4 Благослови, душе моя, Господа, псалом 5.54
5 Рождественский концерт для 12-тиголосного хора 3.09
6 Хвалите имя Господне 2.25
7 Безневестная Дево, концерт для двух хоров 2.24
8 Ирмосы канона «Катавасия», для двух хоров 10.30
9 Всемирную славу, концерт для двух хоров 2.20

Общее время звучания: 73.29

На церковно-славянском языке

Киевский камерный хор им. Б. Лятошинского (1–3)
Дирижер – Виктор Иконник

Московский государственный хор (4–6, 8)
Художественный руководитель – Владислав Соколов, дирижер – Андрей Кожевников

Московский камерный хор (7, 9)
Дирижер – Владимир Минин

Записи 1981 (4–6, 8), 1989 (1–3) гг.
Запись по трансляции из Большого зала Московской консерватории 1977 года (7, 9)

Том 3. Хоровой концерт XVIII–XIX веков

МАКСИМ БЕРЕЗОВСКИЙ (1745–1777)
1 Не отвержи мене во время старости, концерт 13.07

ДМИТРИЙ БОРТНЯНСКИЙ (1751–1825)
2 Слава во вышних Богу, концерт №VI 5.49
3 Гласом моим ко Господу воззвах, концерт №XXVII 15.21
4 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи, концерт №XVII 8.30
5 Вскую прискорбна еси душа моя, концерт №XXXIII 11.38
6 Да воскреснет Бог, концерт №XXXIV 8.16
7 Тебе, Бога хвалим, концерт 8.00

Общее время звучания: 70.47

На церковно-славянском языке

Республиканская русская академическая хоровая капелла
Художественный руководитель и дирижер – Александр Юрлов (1)

Государственный камерный хор Министерства культуры
Дирижер – Валерий Полянский (2–6)

Хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея (7)

Запись 1966 года (1)
Запись 1980 года (7) произведена в Большом Зале Московской консерватории.
Записи произведены в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска в 1987 (5), 1988 (3), 1989 (4, 6) и в Софийском соборе г. Полоцка в 1990 году (2).

Том. 4. Московские композиторы начала XX века

MИХАИЛ РЕЧКУНОВ (1870–1921?)
1 Сей день. Прокимен в неделю Пасхи 1.42
АЛЕКСАНДР НИКОЛЬСКИЙ (1874–1943)
2 Воскресения день, канон 1.51
АЛЕКСАНДР КАСТАЛЬСКИЙ (1856–1926)
3 Христос Воскресе 1.30
АЛЕКСАНДР ГРЕЧАНИНОВ (1864–1956)
4 Хвалите имя Господне 5.38
5 Жив Господь 12.16
ПАВЕЛ ЧЕСНОКОВ (1877–1944)
6 Херувимская песнь (из «Литургии св. Иоанна Златоуста», соч. 42) 6.22
7 Мати Божия, концерт 3.13
8 Разбойника благоразумного 2.15
9 Спаси, Боже, люди Твоя 5.37
10 Хвалите Господа с небес 2.30
Фрагменты из «Всенощного бдения»:
11 Благослови, душе моя, Господа 3.22
12 Блажен муж 3.48
13 Ныне отпущаеши 3.22
НИКОЛАЙ ГОЛОВАНОВ (1891–1953)
14 Егда снизшел, соч. 37 №9 2.31
КОНСТАНТИН ШВЕДОВ (1886–1954)
Фрагменты из «Литургии св. Иоанна Златоуста»:
15 №4. Придите, поклонимся 1.36
16 №5. Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже 3.25
17 №12. Отче наш 3.24
18 №13. Хвалите Господа с небес 2.36

Общее время звучания: 66.59

Солисты: Иван Козловский, тенор (8); Владимир Маторин, бас (12)

Хор Московского храма «Всех скорбящих Радосте» под управлением Николая Матвеева (1, 2, 5, 7–10)

Хор Богоявленского патриаршего собора, регент – Геннадий Харитонов (3)

Хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (4)

Хор Московской церкви Рождества Пресвятой Богородицы под управлением Николая Георгиевского (11–13)

Камерный хор Московской консерватории, дирижер – Борис Тевлин (14)

Ленинградский камерный хор, дирижер – Николай Корнев (15–18)
Возглашения:
Отец Борис (Глебов), протоиерей, ктитор Спасо-Преображенского собора;
Отец Алексей (Подобаев), протодьякон Спасо-Преображенского собора

Годы записей: 1968 (2, 7), 1980 (4), 1987 (3), 1988 (5, 9, 10, 15–18), 1989 (6), 1991 (11–13), 2008 (14)
Запись колокольного звона Свято-Данилова монастыря 1987 г. (4)

Том. 5. Ленинградские композиторы начала XX века

АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ (1846–1924)

1 Крест хранитель всея вселенныя 3.06
2 Блажен разумеваяй 6.07
3 Внуши, Боже, молитву мою 7.25
4 Помышляю день страшный 8.00
5 Гласом моим ко Господу воззвах 6.59
6 Не имамы иныя помощи 4.45
7 Вскую мя отринул еси 5.30

Фрагменты из «Всенощной»:
8 №1. Благослови, душе моя, Господа 3.34
9 №4. Ныне отпущаеши 3.56
10 №7. Хвалите имя Господне 3.49
11 №8. Воскресение Христово видевше 2.13
12 №10. Великое славословие 11.19

Общее время звучания: 66.51

Хор Московского храма «Всех скорбящих Радосте» под управлением Николая Матвеева (1–3)
Хор сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата под управлением Ариадны Рыбаковой (4–12)

Записи 1987 (1–3), 1988 (4–12) гг.

Том 6. Пётр Чайковский. Духовные хоровые сочинения

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893)
1 Ангел вопияше благодатней 3.05
Из Девяти духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора без сопровождения:
2 №1. Херувимская 5.28
3 №5. Достойно есть 3.13
4 №9. Ныне силы небесныя 4.32
5 №7. Блажени яже избрал 3.12

Фрагменты из «Литургии св. Иоанна Златоуста», соч. 41:
6 №3. Придите, поклонимся 4.39
7 №6. Херувимская 8.58
8 №8. Верую 3.41
9 №9. Милость мира 3.38
10 №13. Отче наш 3.32
11 №14. Хвалите Господа с небес 2.25

Фрагменты из «Всенощного бдения», соч. 52:
12 Благослови, душе моя, Господа (греческого распева) 4.23
13 Блажен муж (знаменного распева) 2.50
14 Свете тихий 2.18
15 Хвалите имя Господне (греческого распева) 4.05
16 Благословен еси, Господи 4.36
17 От юности моея 2.04
18 Воскресение Христово видевше 1.31
19 Слава в вышних Богу 5.26

Общее время звучания: 73.45

На церковно-славянском языке

Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла им. А.А. Юрлова (1–5)
Дирижер – Юрий Ухов

Государственный камерный хор Министерства культуры СССР (6–11)
Дирижер – Валерий Полянский

Ленинградская академическая капелла им. М. Глинки (12–19)
Дирижер – Владислав Чернушенко
Текст и возгласы дьякона и священника – Борис Глебов

Годы записей: 1979 (1–5, 12–19), 198? (6–11)

Том. 7. Сергей Рахманинов. Духовные хоровые сочинения

СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ (1873–1943)

Концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу»:
1 I. «В молитвах неусыпающую» 5.24
2 II. «Яко же бо живота…» 1.14
3 III. «Во утробу вселивыйся» 2.09

Фрагменты из «Литургии св. Иоанна Златоуста», соч. 31:
4 Благослови, душе моя, Господа 4.06
5 Слава Отцу и Единородный 2.40
6 Во Царствии Твоeм 4.53
7 Господи, спаси и Святый Боже 3.49
8 Иже херувимы 5.12
9 Верую 6.08
10 Тебе поем 3.08
11 Хвалите Господа с небес 2.13
12 Слава Отцу и Благочестивейшаго 0.55

Фрагменты из «Всенощного бдения», соч. 37:
13 №2. Благослови, душе моя, Господа (греческого распева) 5.27
14 №3. Блажен муж 4.26
15 №4. Свете тихий (киевского распева) 3.58
16 №5. Ныне отпущаеши (киевского распева) 4.09
17 №6. Богородице Дево, радуйся 3.14
18 №7. Шестопсалмие 3.24
19 №9. Благословен еси Господи (знаменного распева) 6.42
20 №10. Воскресение Христово видевше 4.03

Общее время звучания: 77.23

На церковно-славянском языке

Ю. Кутанин, бас (7, 9); А. Каракуц, тенор (7); И. Архипова, меццо-сопрано (13); В. Румянцев, тенор (15, 16, 19)

Московский хор молодежи и студентов, дирижер – Борис Тевлин (1–3)

Московский камерный хор, дирижер – Владимир Минин (4–12)

Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, дирижер – Валерий Полянский (13–20)

Запись 1977 (1–3) г.; записи1986 (13–20), 1988 (4–12) гг. произведены в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска.


Том. 8. Русская духовная музыка XX века

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915–1998)
1 Молитва, из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович» (сл. А.К. Толстого) 3.35
2 Любовь святая, из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович» (сл. А.К. Толстого) 3.44

РОДИОН ЩЕДРИН (род. 1932)
Запечатленный ангел, хоровая музыка по Н.С. Лескову для смешанного хора a’cappella со свирелью (флейтой), соч. 1988 г.
3 I. Ангел Господень 6.31
4 II. Богосподь и явися нам 2.49
5 III. Ангелы успение 9.53
6 VII. Да исправится молитва моя 13.12
7 VIII. Да святится имя Твое 5.10

АЛЬФРЕД ШНИТКЕ (1934–1998)
Концерт для смешанного хора в четырех частях на стихи Г. Нарекаци
(перевод Н. Гребнева):
8 I. О, Повелитель сущего всего 17.08

Общее время звучания: 62.07

Академическая республиканская русская хоровая капелла им. А. Юрлова
Дирижер – Юрий Ухов (1)

Московский камерный хор, дирижер – Владимир Минин (2)
Солистка – Наталья Герасимова, сопрано (2)

Московский камерный хор, государственный академический русский хор СССР Дирижер – Владимир Минин (3–7)
Солисты: Лолита Семенина, сопрано (5); Татьяна Жданова, меццо-сопрано (5); Алексей Алексеев, тенор (5); Андрей Азовский, дискант (6); Александр Илларионов, альт (6); Александр Голышев, флейта

Государственный камерный хор Министерства культуры СССР
Дирижер – Валерий Полянский (8)

Записи 1974 (2), 1975 (1) и 1989 (3–7) гг.
Запись 1988 года (8) произведена в Софийском соборе г. Полоцка.

Номер диска в каталоге: MEL CD 10 01661


Выпуск данной антологии имеет своей целью познакомить широкий круг слушателей с лучшими произведениями русской духовной музыки. История существования духовной музыки на русской почве охватывает десять веков и с самого начала свидетельствует о самобытности развития на каждом этапе.
Первоначальные формы и напевы древнерусского церковного пения, заимствованные из Византии, довольно скоро оформились в особый тип древнерусского певческого искусства – знаменный распев. Его название происходит от старославянского слова «знамя», то есть «знак». С помощью таких знаков (знамёна, крюки) фиксировалось музыкальное движение напевов. Знаменный распев представлял собой форму одноголосного пения и исполнялся в унисон певцами-мужчинами.
Несмотря на то, что знаменное пение господствовало в русской церковной музыке на протяжении шести веков, с конца X до XVII века, оно неоднократно испытывало влияние различных тенденций и претерпевало значительные изменения. Так, например, в середине XVI века благодаря возникновению школы искусных московских певцов и распевщиков от знаменного распева отделилось два самостоятельных типа монодического (одноголосного) пения – путевой распев и демественный распев. Обновление знаменного распева происходило и на протяжении последующего XVII века, когда кризис средневекового мировоззрения обусловил наступление реформ и в музыкальном, прежде всего, церковном искусстве. Началась систематизация распевов и усовершенствование способов их записи, многие из знаменных песнопений были переведены на пятилинейную нотацию. Вместе с этим мелодии распевов усложнялись и обогащались новыми интонационными вариантами. Одновременно возникали новые песнопения и певческие стили, именуемые в то время также «распевами» – греческий распев, киевский распев, болгарский распев.
Однако «свежие веяния» XVII века означали завершение эпохи знаменного распева. Появился могущественный соперник – многоголосное хоровое пение, за короткий срок разросшееся от двух- и трёхголосных обработок знаменных песнопений до пышных хоровых концертов для двенадцати и более голосов.
Дальнейшая судьба знаменного распева складывалась вокруг вопроса о его гармонизации. Первыми опытами гармонизаций занимались Д. Бортнянский, П. Турчанинов, А. Львов и другие. Особым вкладом стала «Всенощная» П. Чайковского, представленная в виде гармонизации древних распевов. Лишь на рубеже XIX–XX веков благодаря творческим находкам композитора А. Кастальского и идеям хорового дирижера и музыковеда С. Смоленского был найден особый стиль обработок знаменных распевов, сочетающий черты древнерусской церковной музыки и русского народно-песенного многоголосия. Оформилась целая школа московских композиторов, творческим центром которой стало Московское Синодальное училище церковного пения. Оно воспитало не одно поколение будущих музыкантов, преподавателей и композиторов, среди которых Александр Никольский и Павел Чесноков, Александр Гречанинов и Николай Голованов, Виктор Калинников и Константин Шведов. Все они имели тесную практическую связь с главным концертным коллективом училища – Синодальным хором, которым руководил Василий Орлов, а после его смерти – Николай Данилин. В исполнении этого хора прозвучали премьеры многих русских духовных сочинений, в том числе «Литургии» и «Всенощной» Сергея Рахманинова.
В Петербурге на рубеже XIX–XX веков концертировал смешанный хор, организованный композитором и хоровым дирижером Александром Архангельским. В отличие от Синодального хора, состоящего из мужских голосов и голосов мальчиков, хор Архангельского включал также и женские голоса. В практике церковного пения он впервые заменил детские голоса мальчиков на женские. Для богослужебного обихода Архангельский написал две литургии, всенощную и несколько десятков духовных песнопений, отличающихся удивительной мелодичностью и лирической теплотой. Наибольшую популярность приобрели его концерты: «Помышляю день страшный», «Гласом моим ко Господу воззвах», «Блажен разумеваяй», «Господи, услыши молитву мою».
С XIX века в русской духовной музыке наряду с гармонизацией знаменных распевов активно развивалась область свободной композиции. Однако она строго регулировалась монополистической деятельностью старейшего русского хора – Придворной певческой капеллы (ныне – Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга). Сочинения на литургические и другие духовные тексты позволялось писать лишь ее сотрудникам. Капелла имела право издавать и редактировать духовные хоровые произведения. В разное время при капелле работали М. Березовский и Д. Бортнянский, А. Львов и М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка и другие.
Новый этап начался с появлением на свет духовных сочинений Петра Чайковского. Его первое произведение в жанре духовной музыки – «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (1878) – послужило причиной судебного процесса П. Юргенсона, друга и издателя музыки Чайковского, с начальником капеллы Н. Бахметевым, наложившим запрет на издание произведения. Юргенсон выиграл дело, и монополия капеллы была сломлена. Благодаря полученной свободе увеличилось количество авторов церковной музыки, в том числе в среде регентов и священнослужителей. Кроме того, многие композиторы вслед за Чайковским обратились к сочинению цельных литургических циклов.
Значительным музыкально-историческим событием стало концертное исполнение «Литургии»: была возрождена практика духовных концертов вне церкви, способствовавшая будущему переосмыслению духовной музыки в конце XX века.
Гениальное музыкальное воплощение получили духовные циклы «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915) выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова. Подобно Чайковскому, он наполнил «Литургию» авторским тематическим материалом, а при сочинении «Всенощной» обратился к обработкам древних распевов. В последней Рахманинову удалось соединить знаменный распев с оригинальными мелодиями, близкими к нему в тематическом отношении. Оба произведения, превосходно исполненные Синодальным хором под управлением Данилина, были восторженно встречены светской публикой, но довольно холодно – духовенством. Показательна оценка одного из московских священников, данная «Литургии»: «Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная». Потребовалось много времени, чтобы духовные циклы Рахманинова зазвучали в православных храмах.

«Всенощная» Рахманинова подвела итог многовековой истории развития знаменного распева. Несколько десятилетий спустя его основные принципы были использованы современным композитором Родионом Щедриным в уникальной русской хоровой литургии «Запечатленный ангел» (1988). Из повести Николая Лескова Щедрин заимствовал отдельные элементы сюжета: название, образ свирелиста, текст для первого номера («Ангел Господень»), и объединил их с рядом литургических текстов. В результате образовалась оригинальная хоровая композиция, богатая современными приемами хорового письма и сонорными эффектами. Премьера «Запечатленного ангела» впервые была исполнена силами двух хоровых коллективов, Московского камерного хора и Академического русского хора, под управлением Владимира Минина.
…Жанр хорового концерта a’cappella начал развиваться в русской духовной музыке еще в начале XVIII века в связи с введением в певческую практику партесного пения, завезенного в Москву киевскими певцами в середине XVII столетия. Партесное пение, в отличие от бытующего в то время одноголосия, предполагало пение по партиям (дискант, альт, тенор и бас). Новый стиль быстро подхватили и освоили многие русские и украинские композиторы, в числе лучших из них – Николай Бавыкин, Василий Титов и Николай Дилецкий. Им принадлежит большое количество партесной музыки, в том числе так называемых партесных концертов, отличающихся огромным количеством голосов (достигающем 24-х и даже 48-ми), сопоставлением tutti (общего пения) и групп голосов, всевозможным имитированием коротких мелодий. Широкое распространение получила форма цикла «Службы Божьей», пронизанная тональным, интонационным и гармоническим единством. Она стала предвестником будущих богослужебных циклов: всенощной и литургии.
С конца XVIII века хоровой концерт начал испытывать влияние достижений западноевропейской музыки. Новая тенденция наметилась в творчестве Максима Березовского и, особенно, Дмитрия Бортнянского, совершенствующих композиторское мастерство в Италии. Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности формы, применения полифонических приемов, усиления контрастности между разделами.
Вторая волна развития жанра хорового концерта пронеслась в русской музыке послевоенных лет. Концерт обогатился новым содержанием. Авторы концертов обратились как к духовной, так и к светской тематике. Уникальным примером нового взгляда на духовные идеи является хоровой концерт Альфреда Шнитке (1985) в четырех частях на стихи армянского средневекового монаха Григора Нарекаци. Он стал выдающимся образцом современной христианской культуры. В этом произведении Шнитке пытался передать напряженные искания мятущейся человеческой души, проникновенную и доверительную беседу человека с Богом, тревожные сомнения и успокоенность прощенного сердца. Драматическая первая часть концерта передает трепетное поклонение обратившейся к Богу смиренной души, страстно жаждущей спасения.