Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Б. Барток. Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Д. Ойстрах, Большой симф. орк. ЦТ и BP / Г. Рождественский

Хиндемит: Концерт для скрипки с оркестром
Д. Ойстрах, Государственный симф. орк. СССР / Г. Рождественский

Моно-вариант: Д 010977-8
Цифровое издание MEL CO 1357

В 1951 году были опубликованы письма Белы Бартока к венгерской скрипачке Штеффи Гейер, относящиеся к 1907 году. В одном из писем, свидетельствующих о глубоком увлечении молодого композитора юной артисткой, приведен музыкальный пример, содержащий повторяющийся мотив. «Это Ваш лейтмотив», — писал Барток. «Мотив Гейер» звучит во многих произведениях, созданных Бартоком в 1907–1908 годах и являющихся кульминацией романтического периода творчества композитора. Мажорный вариант мотива лежит также в основе первой части Концерта для скрипки с оркестром, сочиненного Бартоком в те же годы и занимающего важное место в его творческой биографии. Судьба этого произведения необычна. Написанное для Штеффи Гейер и посвященное ей, оно оставалось в течение полувека неизвестным. После смерти Гейер, в 1956 году рукопись концерта, хранившаяся в архиве артистки, согласно выраженной ею воле, была передана швейцарскому дирижеру Паулю Захеру, с тем чтобы он исполнил его совместно со скрипачом Гансом Шнеербергом. Первое исполнение состоялось 30 мая 1958 года на фестивале Бартока в Базеле.
Но необычна не только судьба этого произведения, необычно и его содержание. Концерт состоит из двух частей – медленной и быстрой. По своему внутреннему содержанию он связан с программными симфоническими пьесами Бартока «Два портрета» («Идеал» и «Карикатура»). Две части концерта – это две музыкально-психологические новеллы, повествующие о душевном состоянии героя, его мечтах, стремлениях и разочарованиях. Первую часть (она была издана в виде самостоятельной симфонической пьесы «Идеал») можно рассматривать как музыкальный портрет Штеффи Гейер. Вторая часть — «автопортрет», полный романтической иронии. Гротеск, приемы психологического «смещения» и вместе с тем лиричность сближают концерт Бартока с приемами чаплиновской кинодраматургии.
Партитура концерта изобилует тончайшими колористическими находками. Здесь во всем блеске раскрывается дарование Бартока — замечательного мастера оркестра.
В совершенно ином художественном плане написан Концерт для скрипки с оркестром замечательного немецкого композитора Пауля Хиндемита. Выдающийся мастер формы, всегда динамичной и мелодически насыщенной. Хиндемит писал музыку, дающую ощущение полетности и осязаемой «материальности» звуков. Скрипач и замечательный альтист, многолетний участник известного квартета «Амар-Хиндемит», композитор глубоко проникает в природу скрипки, чрезвычайно своеобразно использует ее выразительные и технические возможности.
Первая часть Концерта (Massig bewegte Halbe) — мужественная, темпераментная, порой дерзкая и задорно ироничная, с острым сопоставлением светотеней. Вторая (Langsam) — певучая, спокойная, с яркими импровизационными моментами. Третья (Lebhaft) — порывистая, отличается образно-плакатными темами, упругими танцевальными ритмами.
Впервые Концерт Хиндемита был исполнен в Амстердаме 14 марта 1940 года. В Советском Союзе Концерт Пауля Хиндемита, так же, как и Первый концерт Белы Бартока, впервые прозвучал в исполнении Давида Ойстраха.