Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Оперу «Пена дней» Эдисон Денисов написал на текст одноименного романа (1946) Бориса Виана (1920 — 1959). Сам Денисов хорошо выразил дух своего творчества в эпиграфе к опере «Пена дней», взятом из романа Виана: «То, что меня интересует, — это не счастье всех людей, но скорее счастье каждого».
В сюжете «Пены дней» можно усмотреть некоторые общие черты с «Травиатой». Однако мелодраматический стержень сюжета «погружается» в сложный сюрреалистический контекст.
В пестром калейдоскопе четырнадцати картин оперы Денисов находит прекрасный эквивалент образной полифонии романа Виана. Либретто «Пены дней» написано самим композитором. Позднее, в 1983 году Денисов сделал сюиту из оперы.
Восемь частей сюиты— «конспект» оперы. Первая часть— «Улица». Колен быстро вдет но освещенным улицам. «Завтра я должен встретить девушку»,— мечтает он... Вторая часть— «Каток Молитор». Звучит вальс. Оркестр имитирует характерное звучание музыки из репродуктора. Происходит первая встреча с Алисой, подругой Хлои, которая приглашает Колена на день рождения. Именно там герои впервые увидят друг друга. Третья часть— «Дорога к Хлое». Весна. Колен бежит к Хлое накануне свадьбы.
Четвертая часть— «Свадьба». На фоне до-мажорного аккорда слышен перезвон колоколов. Пятая часть— «Колен и Хлоя» —дуэт героев из второго акта оперы. Хлоя лежит в постели, она уже больна. Она просит Колена поставить пластинку — и он ставит Эллингтона... Шестая часть— «Медицинский квартал», зловещее оркестровое интермеццо. Колен ведет Хлою на осмотр к врачу. Седьмая часть — «Смерть Алисы». Восьмая часть — «Эпилог» — похороны Хлои. За сценой хор поет “Agnus Dei”. «Почему Хлоя умерла? — спрашивает Колен. — Ведь она была такой доброй и никому не сделала зла».
Вариации на тему канона Гайдна «Смерть — это долгий сон» — одночастное сочинение для солирующей виолончели и камерного оркестра. Композиция напоминает «пружину»: течение музыки, «разреженное» по краям, становится более напряженным и драматическим к середине. Тема Гайдна проходит подобно хоральным вариациям эпохи барокко. Денисов обращается здесь к одному из двадцати четырех «зашифрованных» канонов Гайдна, написанных композитором в Англии.
Концерт для виолончели с оркестром (1972) был написан но заказу Лейпцигского радио и впервые исполнен 25 сентября 1973 года в Лейпциге (оркестр Лейпцигского радио, дирижер Г. Кегель, солист В. Вебер). Концерту присуще яркое, виртуозное начало. Стихия увлеченного концертирования проявляется в партиях не только солиста, но и различных инструментов оркестра. В виолончельном концерте на равных правах с солистом выступают альтовая флейта, гобой д’амур, вибрафон, гитара. Солист виолончелист не противопоставляется оркестру, но становится своего рода «лидером», направляющим общее движение. Концерт одночастен и состоит из трех основных разделов, сменяющих друг друга: Lento — Animato — Lento. Микроинтонации полутонов и четвертитонов постепенно кристаллизуются в тему-символ ВАСН.
А. Ивашкин