Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В 1988 году старейший в нашей стране Русский народный оркестр им. В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио отметит свой столетний юбилей. Основанный замечательным виртуозом-балалаечником, композитором и дирижером Василием Васильевичем Андреевым, оркестр прошел большой и сложный путь развития от скромного ансамбля до большого современного оркестра. Основу коллектива, его фундамент составили русские национальные инструменты, — балалайки и домры, возрожденные и усовершенствованные В. В. Андреевым. Известный русский композитор Антон Рубинштейн писал Андрееву: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны... Трудно создать что-либо новое вообще, а в сфере музыки в особенности». И действительно, русские народные песни, пьесы Андреева, многие переложения русской и западной классической музыки приобрели новое оригинальное звучание в мягких, трепетных тембрах домр и балалаек. Своеобразный стиль оркестра привлек внимание крупных советских композиторов. Для этого коллектива созданы «Русская фантазия» А. Глазунова и «Итальянская симфония» С. Василенко. Это были первые опыты создания произведений специально для русского народного оркестра.
Постепенно в состав оркестра включаются новые инструменты — гусли, ударные, в пятидесятые годы деревянные духовые и баяны. Они значительно обогатили тембровую палитру оркестра, расширили его динамические и выразительные возможности. Заметно повысился и общий уровень исполнительства, начинается модернизация репертуара и исполнительских средств. В этом очень большую помощь оказали оркестру ленинградские композиторы Б. Кравченко, Ю. Зарицкий, В. Бояшов, Б. Глыбовский, М. Матвеев и многие другие. В своих произведениях они сохранили народную основу музыки, но ввели новые для
народного оркестра композиционные приемы, использовали более современный музыкальный язык. В программах большое место получили произведения крупной формы — увертюры, концерты для оркестра и солирующих инструментов, сюиты, симфонии.
На этой пластинке представлены произведения ленинградских композиторов Б. Глыбовского, Г. Белова и В. Сапожникова, написанные для оркестра им. В. В. Андреева. Они различны по характеру, образному строю, выразительным средствам, масштабам и сложности формы. И такое разнообразие особенно ярко демонстрирует, сколь широка тембровая, звуковая и динамическая палитра народного оркестра, какими он обладает богатыми и еще не раскрытыми до конца ресурсами.
Сюита Б. Глыбовского «Превращения Петрушки» написана в 1973 году. Всем известен персонаж народных кукольных представлений Петрушка — шут и весельчак. Правда, в восприятии современного художника образ Петрушки далеко не однозначен. Таков Петрушка в одноименном балете И. Стравинского. Сложность и противоречивость облика сказочного персонажа нашла отражение и в музыке сюиты Б. Глыбовского. В характере героя уживаются злость и добродушие, ироничность и теплота, открытая веселость, шутовство и поэтичность натуры.
В сюите пять частей. В первой («Дебют») и третьей («Интермеццо») частях импульсивные смены состояния героя воплощены с помощью выразительных интонаций, резких динамических контрастов. В музыке подчеркнута кукольность образа — мелодии часто угловаты по ритмическому и мелодическому рисунку.
Во второй части сюиты («Идиллия») теплое звучание струнных инструментов раскрывает иные черты героя —
мягкость, добродушие, человечность. Музыка лирически взволнованна, ее развитие более цельно и протяженно.
Короткая четвертая часть «Ожидание» несет в себе наиболее сильный образный контраст. Большое значение
имеет первая тема — активно наступательного, угрожающего характера, с элементами гротесковости. Ее сменяют отрешенное звучание хорала струнных и завораживающие фразы баяна и флейты. Эта часть служит своеобразной подготовкой пятой части сюиты — идейного центра цикла.
Пятая часть («Бенефис»), наиболее динамичная в развитии, сложна по композиции. Борьба героя с внешним
злом выражается в столкновении разных тем.
Большое значение приобретает оркестровка — умелое и художественно оправданное использование выразительных особенностей инструментов.
Иной круг образов нашел выражение в цикле Г. Белова «Девичьи песни» для меццо-сопрано и русского народного оркестра на народные тексты (1979 г.). В сюите четыре части, объединенные темой любви. Это произведение также отличает сплав новизны и традиций. Народно-песенная мелодия сочетается с современными приемами музыкального развития.
В первой песне цикла «Роза моя червонная» вы находим знакомое сопоставление образов природы и человеческих чувств, так часто применяемых в народной поэзии и песне. Музыка тонко передает все оттенки настроения.
Полна задора и юмора «Шуточная», в которой автор пользуется всеми колористическими возможностями современного народного оркестра.
Третья часть цикла — сцена-монолог «Приворот» — наиболее драматична. Немалую роль в нагнетании напряженности играет сложность гармонического языка, фактуры. Просветленно и ласково звучит «Благословение» — заключительная часть цикла.
Прекрасные вокальные данные народной артистки РСФСР Людмилы Филатовой, ее тонкая музыкальность
способствовали полному раскрытию образного характера этого произведения.
Если в цикле Г. Белова господствует песенность, то в «Дивертисменте» для оркестра В. Сапожникова (1975 г.)
основой служат танцевальные жанры, балетная музыка.
Своеобразен «Кокетливый танец», очень интересна своим оркестровым колоритом «Кадриль». Близкая к фольклорному источнику, эта пьеса в то же время очень изобретательна по тематизму, ярка по краскам и интонациям.
Интересные тембровые находки есть и в симфонии Б. Глыбовского. На пластинке прозвучит четвертая часть
симфонии, наиболее часто исполняемая оркестром. Автор оригинально использует тембры ударных (маримба, бонги), свободную импровизацию на всех ударных инструментах.
Достижения ленинградских композиторов в области музыки для народного оркестра привели к значительным
творческим результатам.
Русский народный оркестр им. В. В. Андреева (художественный руководитель Владимир Попов) — высокопрофессиональный коллектив, со своей исполнительской манерой, репертуаром, солистами — много и плодотворно работает, способствуя развитию советской музыкальной культуры.
Л. Павловская