Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ
«Всенощное бдение» для смешанного хора, соч. 37
1 Приидите, поклонимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.26
2 Благослови, душе моя (греческого распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.21
3 Блажен муж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.36
4 Свете тихий (киевского распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.37
5 Ныне отпущаеши (киевского распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.27
6 Богородице Дево, радуйся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.58
7 Шестопсалмие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.13
8 Хвалите имя Господне (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.40
9 Благословен еси Господи (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.11
10 Воскресение Христово видевше . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.14
11 Величит душа моя Господа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.51
12 Славословие великое (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.15
13 Тропарь «Днесь спасение» (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.37
14 Тропарь «Воскрес из гроба» (знаменного распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.09
15 Взбранной воеводе (греческого распева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.42

Общее время: 64.24
Клара Коркан, меццо-сопрано
Константин Огневой, тенор
Государственный академический русский хор СССР
Дирижер – Александр Свешников

Запись была сделана в 1965 году: тогда услышать «Всенощную» Рахманинова целиком в концерте было невозможно, как невозможно было достать в СССР пластинку с «Всенощной» (весь тираж ушел за рубеж). Первое прослушивание пластинки на Всесоюзной студии грамзаписи проходило в «закрытом» режиме. Борис Тевлин, ученик и последователь Свешникова, вспоминал: «…в огромном зале рядом с замечательными мастерами советского хорового искусства, … сидели известные всему миру скрипачи, пианисты, композиторы. …Свыше пятидесяти лет широкие круги музыкантов и слушателей не слышали этого сочинения. “Как оно получится, не обманутся ли ожидания?” – всех волновал этот вопрос. И вот первый, до-мажорный аккорд. Дальше все, не связанное с музыкой, перестало существовать. Мастерское голосоведение, отличная звучность голосов, резкая градация нюансов, голосовая “оркестровость”, воздушность pianissimo, мощь басов – все поглотило слушателей».

Написанная в 1915 году и впервые исполненная Московским синодальным хором, «Всенощная» Рахманинова была признана высшим достижением композитора в сфере духовной музыки. И теперь она остается для нас непревзойденной вершиной, вобравшей многовековой путь православной певческой традиции. «Я и сам не думал, что написал такое произведение», – признавался автор.

В те годы Александр Свешников только начинал свой музыкальный путь. При новой, советской власти хоровое искусство осталось востребованным, но песни требовались уже иные. Государственный русский хор был образован в 1937 году и Свешников дирижировал его первым концертом. Он вернулся в Госхор в 1941 году – чтобы руководить им до последних лет жизни.

Благодаря Свешникову в репертуар Государственного хора, в котором до этого преобладала советская музыка и народные песни, добавились произведения зарубежной и русской классики. Более 40 лет отдал Александр Свешников своему хоровому коллективу, создав уникальный, узнаваемый с первых нот стиль хорового звучания. «Хор Свешникова» стал звучащим брендом советского искусства, аналогичным «оркестру Светланова», «балету Григоровича» или «роялю Гилельса». И высшим достижением хормейстера и его хора стала запись «Всенощного бдения», которое почти полвека находилось под негласным цензурным запретом.

винил C 01073-6 (2 пл.) и Д 016217-20 (2 пл.)
компакт-диск MEL CD 10 01365