Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор (соч. 1954 г.) 24.15
1. Allegro moderato et agitato
2. Andante cantabile e sostenuto
3. Allegro vivo
Кристина Ягминайте, скрипка
Запись из концертного зала, г. Вильнюс

Сторона 2
Симфония-концерт для органа с оркестром (соч. 1977 г.) 22.06
Леопольдас Дигрис, орган
Записано в Картинной галерее, г. Вильнюс

Симфонический оркестр Государственной филармонии Литовской ССР. Дирижер Ю. Домаркас
Редактор Р. Яутакас
Художник М. Мачан
Фото Г. Таласа
Запись 1979 г.

Творчество народного артиста Литовской ССР, профессора Эдуардаса Бальсиса (р. 1919) разнообразно по жанрам, но особенно удаются композитору произведения крупной формы.
Концерт № 1 для скрипки с оркестром сочинен в 1954 году. Он завершил и обобщил первый этап творчества Бальсиса, подготовив появление таких произведений, как Скрипичный концерт № 2, балет «Эгле — королева ужей», принесших автору широкую известность.
Музыка Первого скрипичного концерта имеет яркий драматический характер. Три части объединены строгим, лаконичным лейтмотивом, который в разных вариантах проходит через весь цикл.
Симфония-концерт для органа с оркестром (1977 г.) отражает тенденцию творчества композитора последних лет — поиски жанрового синтеза. Это заметно как в изложении тематического материала (скрещиваются черты симфонии и концерта), так и в характере музыкального языка (сближаются элементы серьезной музыки и легкого жанра). Характерным является и состав оркестра, ударная группа, медные духовые и басовая гитара.
Музыкальные образы произведения навеяны архитектурой Вильнюса, его прошлым и настоящим: это готика, барокко и современный Вильнюс. Три раздела сливаются в монументальную одночастную форму. В ней можно рассмотреть свободно трактуемый сонатный принцип. Первая часть — пассакалия и двойная фуга. Вторая часть состоит из двух компонентов — стилизованных аккордов хорала и трансформированной темы пассакалии. В третьей части — репризе — опять появляется тема пассакалии в основном виде, возвращаются и трансформированные темы фуг. Но характер музыки совершенно иной. Синкопированные, современные ритмы (среди них излюбленная композитором румба) придают третьей части современную окраску.
О. Нарбутене

1981 2671 1000
Пластинка из серии "Композиторы Советской Литвы"