Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, оборот

Симфонических произведений у М. К. Чюрлениса немного. Помимо симфонии и эскизов поэмы «Сотворение мира», поэмы «Dies irae», набросков к «Литовской пасторальной симфонии», сделанных во время болезни, клавира и коды увертюры «Кястутис», еще нескольких эскизов, осталось два полностью законченных композитором оркестровых сочинения — поэмы «В лесу» и «Море». Природа для М. К. Чюрлениса — неиссякаемый источник красоты, символ бесконечности бытия и вечности, а природа родного края — символ самой Родины. О поэме «В лесу» композитор писал: «Начинается аккордами, такими тихими и широкими, как шум наших литовских сосен». Это первое симфоническое произведение М. К. Чюрлениса (клавир написан в октябре 1900 года за 11 дней, партитура закончена 3 апреля 1901 года). Лирическое мышление композитора получило в поэме яркое претворение.
В связи с интенсивными занятиями живописью поэму «Море» М. К. Чюрленис писал долго (с 8 декабря 1903 года по 30 апреля 1907 года). Это монументальное произведение, в нём сложные параллели между природой и жизнью человека поднимаются до больших философских обобщений. Поэма написана в свободно трактованной сонатной форме; композитор придерживается в ней принципа монотематизма. Характерная для всего творчества Чюрлениса тенденция к полифонизации фактуры в полной мере отражена в поэме «Море».
Ионас Бруверис