Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сад отдыха. В 1920-е—1930-е годы, едва наступало лето, сюда на проспект 25 октября (так в ту пору именовался Невский), в бывший Аничков сад, как магнитом, тянуло ленинградцев — любителей эстрады. Афиши, расклеенные по городу, приглашали: «Вечер веселья. Короли смеха — Михаил Савояров, Алексей Матов, Иван Гурко, Василий Гущинский. Цены билетам на места перед Открытой эстрадой от 80 коп. до 2 руб. Начало концертов ровно в 9 час. веч.».
И когда начинался концерт, на вместительной площади перед Открытой эстрадой не оставалось ни одного свободного места. И каждый зритель, ликуя, приветствовал своих любимцев. «Сад сошел с ума. Две тысячи лиц растворяются в одной «широкой улыбке». Контролерши не считают нужным проверять билеты. У администраторов такие улыбчатые лица, что, кажется, еще минута — и они бросятся угощать нарзаном ненавистных было зайцев, впившихся в решетку с той, «бесплатной стороны», — описал современник атмосферу одного из эстрадных концертов в Саду отдыха тех лет.
Шли годы. Короли смеха перекочевали с Открытой эстрады в обновленный Закрытый театр, в семью артистов веселого цеха вливались новые имена, на смену одним приходили другие, но неизменной оставалась любовь поклонников эстрадного искусства к людям, которых называли «мастерами хорошего настроения», способными «влить в слушателя заряд бодрости». Некоронованные короли смеха заслужили это звание благодаря не только высочайшему артистизму, но и умению высмеивать то, что мешает людям жить, — невежество и карьеризм, душевную глухоту и. • приспособленчество, фанфаронство и желание поживиться за чужой счет.
Концерт, который представлен на этой пластинке, — воображаемый. Но он вполне мог быть в том же популярном Саду отдыха, скажем, в конце 1950-х годов, когда были записаны на пленку номера, вошедшие в программу и впервые появляющиеся на граммофонном диске.
Открывает наш концерт Петр Лукич Муравский, старейшина советской эстрады, как его называли. Начинал он еще в дореволюционные годы в провинциальных театрах миниатюр, где вел конферанс и пел куплеты. Пройдя долгий путь поисков и проб, Муравский нашел свой жанр, свою форму сценических выступлений — фельетон-собеседование, фельетон-диалог со зрителем, в котором зрительские ответные реплики хотя и не звучат, но легко подразумеваются или угадываются в реакции зала.
Человек огромного обаяния, Петр Лукич выходил на эстраду со своей неизменной спутницей старинной гитарой, брал несколько аккордов и начинал... говорить. Он умел в монологах нащупать острые вопросы времени, которые являлись для него обязательной исходной точкой беседы. Отталкиваясь от них, Муравский обычно обращался к более широким проблемам, выходящим за рамки сиюминутной злободневности.
Концерт в Саду отдыха дает возможность услышать фрагменты из спектакля «Шельменко-денщик», заглавную роль в котором исполнил Леонид Утесов. Будучи уже известным певцом и руководителем лучшего в стране джаз-оркестра, Утесов, как бы вспомня свое театральное прошлое, принял участие в спектакле Центрального театра транспорта (ныне — Театр им. Гоголя). Утесовское выступление на драматической сцене в сезон 1955 — 1956 годов вызвало горячий прием зрителей, восторженные статьи рецензентов и благожелательные отклики эпиграммистов. «Вы записались в денщики, но мы отметить рады, что, всем уловкам вопреки, вы — генерал эстрады»,— писал один из них.
Веселую сценку из «Шельменки», а также песню «Любовь — не картошка» и куплеты из этого спектакля Утесов включил в свою программу «Только для друзей», запись из которой воспроизводится на этом диске.
С Пал Васильичем вдвоем
Мы куплеты пропоем! —
редкий концерт обходился без популярных конферансье и куплетистов Павла Васильевича Рудакова и Вениамина Петровича Нечаева. Одно появление на просцениуме Рудакова с концертино в руках и Нечаева с семиструнной гитарой создавало в зале атмосферу веселья и эмоциональной приподнятости. Их дуэт сложился в годы войны. Среди распространенного в послевоенный период парного конферанса содружество Рудакова и Нечаева имело «свое лицо». Выступления артистов строились на контрасте: добродушный, порой видящий жизнь только в розовом свете Нечаев и мрачноватый, редко улыбающийся Рудаков, во всем подозревающий направленный против него подвох. Такая разность характеров проявлялась не только в куплетах и конферансе, но и в сатирических интермедиях, мастерски разыгрываемых артистами по ходу концерта.
Завершает нашу программу Аркадий Райкин. Вы услышите монолог «Дневник» и несколько микроминиатюр из репертуара знаменитого МХЭТа (Маленького художественного эстрадного театра). На этот раз «мхэтовские миниатюры объединены общей рубрикой — «Новые сказки Шехеразады». В заключение Райкин выступит в необычном для него качестве — в роли дирижера. Артист спустится в оркестровую яму и займет место у дирижерского пульта, чтобы вместе с музыкантами Ленинградского театра миниатюр исполнить веселую шутку Александра Цфасмана и доказать при этом, что смех может вызвать не только монолог, не только куплет, но — случается — и песня без слов, одна музыка.
Г. Скороходов