Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Святослав Рихтер был не «один из», а самый выдающийся музыкант XX века. Его жизнь была охранной грамотой божественным критериям в искусстве
Юрий Башмет

К 100-летию со дня рождения Святослава Теофиловича Рихтера фирма «Мелодия» представляет, возможно, самый масштабный проект за всю ее полувековую историю.
Имя Святослава Рихтера золотыми буквами вписано в историю музыки. Он был не просто «больше, чем пианист», даже больше, чем музыкант… Обладая композиторским, дирижерским, художественным, режиссерским и артистическим талантами, владея широчайшими познаниями в литературе, искусстве и философии, он железной волей обратил все свои дарования на службу пианистическому искусству. «Художник планетарного масштаба» (как писал один из критиков), Рихтер был таким во всем – в необъятном репертуаре, который он пополнял вплоть до последних лет жизни, в жреческой исступленности многочасовой репетиционной работы, в географии и количестве выступлений за 55 лет творческой деятельности более 3500 концертов в 770 географических точках мира! («Он был какой-то бездонный, Рихтер…», скажет о нем один из выдающихся коллег). Однако, покорив весь мир, он оставался равнодушным к овациям и панегирикам прессы, болезненно переживал каждый замеченный им самим «недочет», а в конце жизни признался журналисту Брюно Монсенжону: «Я себе не нравлюсь».
Разумеется, Святослав Рихтер оставил нам в наследство множество записей – концертных и студийных (хотя первые явно предпочитал вторым). Сотни пластинок и компакт-дисков были изданы отечественными и зарубежными лейблами (первые, еще граммофонные, появились в 1940-е гг., некоторые стали доступны только в нашем столетии). Впрочем, даже этот объем не отражает ни полного репертуара, ни всей сути рихтеровского искусства – как по-разному звучали у него одни и те же произведения годы спустя (а иногда и на следующий день!).
Фирма «Мелодия» представляет уникальный подарок как для искушенных «знатоков», так и для самого широкого круга любителей музыки – комплект из 50 дисков концертных записей Святослава Рихтера! Разумеется, это далеко не полная часть фонографического наследия великого музыканта. Тем не менее, комплект содержит множество эксклюзивных, никогда не публиковавшихся ранее записей, которые порадуют даже самых эрудированных ценителей и коллекционеров.
Большинство публикуемых записей - это трансляции с концертных программ, исполненных в Москве в 1962-1983 гг. Особый интерес, однако, представляют:
• одна из первых сохранившихся в записи концертных программ Рихтера: последняя соната Ф. Шуберта и «Картинки с выставки» М. Мусоргского (1949 г.);
• запись концерта с Ниной Дорлиак в Бухаресте 1958 г.;
• записи с домашних репетиций с Ниной Дорлиак.
О необычайной широте музыкальных интересов Рихтера говорит и запись «Прометея» А. Скрябина, где он исполнил «скромную» партию фортепиано в оркестре, или записи ансамблевых концертов И.С. Баха со студентами Московской консерватории.
Возможно, слушателей удивят некоторые «повторы» в комплекте. Многие сочинения Рихтер играл (и записывал) неоднократно. Некоторые из них позволяют проследить эволюцию творчества пианиста, свидетельствуют о его постоянных внутренних поисках, неудовлетворенности собой (интерпретации «Камерного концерта» Берга с разными исполнителями, Соната № 6 Ф. Шуберта в различных редакциях, Третий концерт Бетховена с интервалом в десять и «Картинки с выставки» в двадцать лет). Другие прозвучали через сравнительно небольшой промежуток времени (Первая соната Бетховена, Вторая соната Прокофьева), либо и вовсе подряд – с середины 1970-х гг. Рихтер, учитывая все возрастающий интерес публики, нередко повторял (полностью или частично) свои программы. Так, с интервалом в один день были сыграны Концерт № 18 Моцарта, этюды-картины Рахманинова. Чуткое ухо уловит в этих уникальных фонодокументах едва заметные «атмосферные» изменения, отражающие внутреннюю ауру конкретного концерта – ведь каждый из них был для пианиста новым испытанием в бескомпромиссной строгости к самому себе, новой ступенью на пути к Абсолютной Музыке.
Было бы сложно назвать все композиторские имена, представленные в данном комплекте. Пожалуй, отдельного упоминания заслуживает музыка ХХ века, как отечественная, так и зарубежная: в исполнении Рихтера звучат Соната для фортепиано Мясковского, Скрипичная соната и избранные прелюдии и фуги Шостаковича, а также произведения Хиндемита, Бартока, Бриттена, Берга, Шимановского, Равеля и Дебюсси. Широко представлено фортепианное творчество Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Прокофьева; зафиксированы исполнения ряда сочинений Гайдна, Брамса, Чайковского, Рахманинова и Скрябина, первый том «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха; из редко исполняемых сочинений следует отметить фортепианный концерт А. Дворжака, камерные ансамбли С. Франка.
В комплекте представлены записи многочисленных ансамблевых выступлений Святослава Рихтера – с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Юрием Башметом, Олегом Каганом, Натальей Гутман, квартетом им. Бородина, струнным квартетом Большого театра СССР, с певицей Ниной Дорлиак и другими музыкантами. В фортепианных концертах Рихтеру аккомпанируют крупнейшие советские дирижеры эпохи – Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов и Рудольф Баршай.
Издание выглядит как черная коробка «под рояль-с-пюпитром» из кашированного картона, внутри которой, помимо 50 компакт-дисков, находится комплект из эксклюзивных открыток в количестве 5 штук.
К комплекту прилагается буклет в твердом переплете на четырех языках, каждый комплект упакован в эксклюзивную сумку. Каждому боксу присвоен персональный коллекционный номер, подтвержденный сертификатом подлинности.

Комплект издан ограниченным тиражом в 1000 экземпляров. Подробную информацию о содержании смотрите в прикрепленном pdf буклете