Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Вот уже более четверти века, как настоящий спортсмен, сохраняющий хорошую форму, держит этот артист первенство на советской песенной эстраде. Он не заискивает перед публикой, не приплясывает и не мечется по сцене, не старается сорвать побольше аплодисментов. Лаконичный в каждом движении и жесте, он всё доверяет Песне. Меняются времена, меняются моды на ритмы и оркестровые сопровождения. Откричав свое, быстро мелькают и забываются самые именитые группы, ансамбли, «звезды». А Иосиф Кобзон всегда привлекает к себе внимание множества слушателей, поклонников и друзей.
Кобзон — это образец строгого вкуса, безупречного вокального мастерства, требовательного отношения к репертуару, глубокого проникновения в самую суть песни. Вы, наверное, заметили, и ведь это не случайно, композиторы и поэты оставляют ему наиболее ответственные места в своих творческих вечерах и доверяют исполнение самых дорогих и сокровенных песен. И они не ошибаются. Кобзон предстает в финале концерта со всем своим мастерством и умением владеть аудиторией.
Даже по этим двум пластинкам вы можете представить, как широк диапазон певца, какие разнообразные темы и настроения доступны ему. Он на редкость проникновенен, искренен и лишен какой бы то ни было риторики в гражданской песне и тут же готов перейти к нежным признаниям романса, к пению вполголоса в любовной лирике. Он понимает каждого композитора, неповторимые черты и особенности его дарования. Ему близки уличные дворовые напевы Островского, мужественная баллада Фельцмана, доверительная тональность Пахмутовой, трагичность френкелевских «Журавлей», щемящие воспоминания о военной поре Долуханяна, никогда не стареющая мелодичность Блантера.
Надо послушать, как поет Кобзон песни ушедших лет, так называемые песни-ретро, вроде «Очи черные», «Счастье мое», «Дружба». Поет скромно, без надрыва и позы, и слова их начинают казаться не такими банальными (чего греха таить, такое водилось за ними), и слетает с них некоторая сентиментальность,— остается только грустное воспоминание о давней поре, когда эти мелодии звучали на танцплощадках нашей юности.
Мы обычно сетуем на то, что на эстраде ощущается нынче недостача актерских индивидуальностей, какими были, к примеру, Клавдия Шульженко или Леонид Утесов. Но в данном случае перед нами артист с ярко выраженным лицом, судьбой и биографией. Всю свою жизнь Кобзон посвятил служению песне. Он вступил на творческий путь вместе с Виктором Кохно в интересном дуэте, который опекал композитор Аркадий Островский. Завершив учебу в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по классу доцента Любови Петровны Котельниковой, с 1962 года певец начал сольные выступления. Взлет его на первый взгляд стремителен: быстрое признание у нас в стране и многочисленные награды и призы, завоеванные на международных конкурсах; в Сопоте, Будапеште, Берлине, Варшаве... За этой кажущейся легкостью — сутки, месяцы самоотверженного, до седьмого пота труда. В 1966 году он становится лауреатом Всесоюзного конкурса, председателем жюри которого был Леонид Утесов. Это кажется символичным: покидающий эстраду мастер с надеждой и доверием уступает место молодому артисту, продолжателю традиций советской песни.
Нет, должно быть, такой заметной точки на нашей карте, где бы не побывал Кобзон со своими песнями. Его слушали прямо у новых мачт электропередачи строители Усть-Илима, с трудом привыкавшие к комариной тайге первопроходчики БАМа, опустившие на время белые защитные маски спасатели безлюдного Чернобыля. Ставший подлинно народным артистом России, а позднее лауреатом Государственной премии СССР, он несет нашу песню на подмостки всего мира. Ему аплодировали американцы, итальянцы, испанцы, португальцы, шведы; ему дарили букеты незнакомых африканских цветов слушатели Заира, Конго, Нигерии; его приветствовали латиноамериканцы на Кубе и в Коста-Рике, Перу и Боливии, Аргентине и Эквадоре. Шесть раз побывал он в Афганистане, где пел и для местных солдат, и для наших ребят, истосковавшихся по родной песне. Ему чужды замашки избалованного премьера. Я ни разу не видел, чтобы его приходилось долго упрашивать, вызывать на «бис», он охотно откликается на желания публики и поет не щадя себя, сам получая от этого истинное удовольствие.
Много еще я мог бы рассказать об Иосифе: о том, как он пел однажды на моем вечере, час тому назад прилетев в Шереметьево из-за рубежа, как выступал в Колонном зале и с ученической робостью преподнес все подаренные ему цветы сидевшему в зале Леониду Утесову, как бережно относится он к каждому слову песни, а это, сами понимаете, очень важно для автора стихов, как готов делать десятки дублей, записываясь для нового фильма в киностудии. Я хотел бы признаться в любви к этому доброму и широкому человеку, но уверен,— вернее всего вы оцените его, поставив сейчас на проигрыватель эти диски, и поймете, что я не сумел передать и десятой доли того, что хотелось бы мне сказать о Иосифе Кобзоне.
Михаил Матусовский