Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Гениальный пианист, композитор и дирижер, Сергей Рахманинов всей своей сутью связан с русской культурой. “Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и взгляды, – писал он. – Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка…” “Литургия Св. Иоанна Златоуста” создавалась Рахманиновым летом 1910 года (к этому времени композитор уже был автором трех фортепианных концертов, трех опер и двух симфоний).
“Я кончил только Литургию, – сообщал он 31 июля своему другу. – Об Литургии я давно думал и давно к ней стремился. Принялся за нее как-то нечаянно и сразу увлекся. А потом очень скоро кончил. Давно не писал… ничего с таким удовольствием”.
“Литургия” Рахманинова – монументальное, целостное, рассчитанное на высокопрофессиональное исполнение к о н ц е р т н о е сочинение. По существу, это уже не сама “Литургия”, но ее обобщенный музыкально-поэтический образ. Композитор практически не использовал подлинные распевы, а, свободно претворяя разнообразные жанровые интонации народного и профессионального музыкального искусства, создал впечатляющий образ древнего культового пения.
Композиция “Литургии Св. Иоанна Златоуста” напоминает громадный сверкающий алтарь: грандиозное целое складывается из законченных, подобных филигранно выделанным клеймам, фрагментов. Рахманинов услышал и распел свою “Литургию” как звучащую историю народа, как волнующую, одухотворенную искренним человеческим чувством, возвышенную философскую эпопею.
“Литургия” впервые прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского хорового дирижера Н.М. Данилина. Весной следующего года она исполнялась в Петербурге, где хором Мариинского театра дирижировал сам автор. В интерпретации Московского камерного хора под управлением Владимира Минина “Литургия” прозвучала 4 февраля 1987 года на родине композитора, в новгородском Софийском соборе, а 4 апреля – в Большом зале Московской консерватории. Трактовка, как и у самого композитора, диктовалась не канонами первичного жанра, но философским, музыкально-эстетическим содержанием сочинения, его концертным исполнением. А. Тевосян.