Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Имя Евгении Адольфовны Бронской в настоящее время незаслуженно забыто. В свое время эта замечательная артистка снискала всемирное признание. В Италии и в США ее называли «русская Тетраццини» (надо отметить, что в записях Вронская заметно превосходит свою итальянскую предшественницу), она пела на крупнейших сценах, имея в числе партнеров в России Ф. И. Шаляпина, Д. А. Смирнова, И. В. Ершова, Н. Н. Фигнера, Л. В. Собинова, Г. А. Бакланова, а за рубежом Титта Руффо и М. Баттистини, Дж. Ансельми и Ф. Константине А. Дидура и Дж. де Лука, А. Гранфорте и многих других — цвет русской и европейской элиты оперных «звезд». Е. А. Бронская обладала редким по красоте голосом (лирико-колоратур-ное сопрано), виртуозной вокальной техникой, ее пение было всегда осмысленным, ярко образным. В этом и заключалось ее превосходство над большинством современных ей колоратурных певиц. Такие записи, как каватина Розины из «Се-вильского цирюльника» Дж. Россини, являются блестящим примером ее искусства (упомянутая запись не только настоящая энциклопедия виртуозного вокала, но и блестящая характеристика персонажа).
Евгения Адольфовна Бронская родилась 20 января 1882 года в Петербурге в семье архитектора А. К. фон Гаке. Мать артистки Э. П. фон Гаке была певицей и превосходным педагогом пения. В ее классе в музыкальной школе профессора И. А. Боровки Бронская занималась после окончания Смольного института. Школу будущая артистка окончила по двум классам — пения и фортепиано (у профессора Ф. Ф. Черни) в 1900 году. Первое выступление перед публикой состоялось значительно раньше — 10 августа 1896 года в зале Кургауза в курорте Гунтербург (ныне Усть-Нарва). Первый сольный концерт Бронской был в Петербурге 19 декабря 1899 года. Несколько ранее артистка получила право на закрытый дебют в Большом театре. И концерт, и дебют в опере имели хорошую прессу. «Петербургская газета» отмечала особенно «артистический вкус» дебютантки. 17 октября 1900 года артистка (впервые используя псевдоним Бронская) выступила в роли Генриетты (опера Ф. фон Флотова «Марта») в составе труппы «Оперного товарищества» артистов в зале Купеческого собрания в Петербурге, а 25 января 1901 года она с блеском исполнила партию Розины (сцену «урока пения» Бронская была вынуждена повторить дважды). Затем артистка выступала в антрепризе знаменитого певца, баритона М. К. Максакова (партии Джильды в «Риголетто» Дж. Верди, Маргариты в «Гугенотах» Дж. Мейербера, Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно). Летом 1901 года на сцене театра «Аркадия», арендованной Максаковым, Бронская пела с гастролями — Л. В. Собиновым в «Травиате», «Риголетто» и «Фаусте», Ф. И. Шаляпиным в «Фаусте» м «Севильском цирюльнике», кроме того она участвовала в постановке «Кармен» Ж. Бизе. Ряд лучших своих партий Бронская исполнила в Тифлисе, в Казенной опере в октябре 1901 — феврале 1902 годов, прибавив к ним новые роли — Офелии в «Гамлете» А. Тома, Джульетты в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно, Феи в «Золушке» Ж. Массив, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, заглавную партию в «Лакме» Л. Делиба. По возвращении в Петербург Бронская выступала в антрепризе Любимова. Среди ее партнеров были Л. В. Собинов (в «Фаусте», «Травиате» и опере Ц. Кюи «Сын мандарина»), М. Мей-Фигнер в «Кармен». Участие Бронской в бенефисном спектакле Л. В. Собинова («Евгений Онегин») также стало и ее большим успехом. В сезоне 1902/03 года Бронская выступала в Киеве (антреприза М. М. Борода я и С. В. Брыкина). И здесь ее репертуар значительно расширился: Бронская пела в «Дон Жуане» В. А. Моцарта (партия Церлины), в «Руслане и Людмиле» М. Глинки (партия Людмилы), в «Паяцах» Р. Леонкавалло (партия Недды), в «Пророке» Дж. Мейербера (партия Берты). В Киеве Бронская впервые сотрудничала с дирижером экстракласса, каким являлся начинавший свою блестящую карьеру Эмиль Купер, дирижировавший и на ее бенефисе («Севильский цирюльник» и четвертое действие «Гамлета» А. Тома 30.января 1903 года). Сезон 1902/03 года артистка завершила гастролями в Одессе и Тифлисе. В последующие годы она пела в частных антрепризах в Петербурге и Москве. Летом 1906 года совершенствовалась в Италии у известной певицы Терезы Арсель. В сезоне 1906/07 года Бронская пела в Петербургском Народном доме, а затем начала серию блестящих гастролей в Италии. Они открылись в Милане, где на фестивале в театре «Феличе» Бронская выступила в «Травиате» и «Риголетто» с Титта Руффо, затем последовали спектакли в Триесте, Болонье, Парме, Риме (театр «Костан-ци»), Неаполе (театр «Сан Карло»). Кроме Титта Руффо, в числе ее партнеров были такие видные артисты, как баритоны Р. Минольфи, и Дж. де Лука, тенор Дж. Ансельми, бас О. Луппи и многие другие. Бронская пела в «Гамлете» и «Севильском цирюльнике», «Гугенотах» и «Лакме», «Фаусте» и «Ромео и Джульетте», «Диноре» Дж. Мейербера и «Миньон» А. Тома.
Следующими крупнейшими гастролями Бронской были выступления в городах США (Бостон, Чикаго, Филадельфия) по контракту с Boston Opera Company с 8 ноября 1909 по 8 апреля 1910 годов. Бронская пела в «Паяцах» и «Фаусте», «Ромео и Джульетте» и «Гугенотах»; «Севильском цирюльнике», а также в «Богеме» Дж. Пуччини (партия Мими) и «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти (заглавная партия) вместе с такими звездами, как теноры Лео Слезак и Флоренсио Константине, баритоны Карло Галеффи и Рамон Блан-шар, бас Хосе Мардонес. С блеском выступала русская артистка и на открытом амфитеатре «Робин Гуд дел».
По возвращении в Петербург Бронская, чьи американские триумфы нашли отражение и в русской прессе, была без обязательного пробного дебюта приглашена в Мариинский театр, где после ухода Л. Я. Липковской заняла положение ведущей ли-рико-колоратурной певицы. Первое выступление в лучшем театре России состоялось 2 сентября 1910 года в партии Лакме. В первом сезоне в Мариинском театре Бронская выступала в шестнадцати спектаклях в семи ролях, кроме того по специальному вызову она выступила в Большом театре в Москве в партиях Лакме и Маргариты в «Гугенотах», участвовала в бенефисе Н. Н. Фигнера в Петербургском Народном Доме (партия Маргариты в «Фаусте») 6 января 1911 года. И в последующие сезоны Бронская эпизодически появлялась в Большом театре (Антонида в «Иване Сусанине», Людмила в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки, Маргарита в «Фаусте», Микаэла в «Кармен» в апреле 1912 года). Среди новых работ в Мариинском театре следует отметить партию Церлины в «Фра-дьяволо» Д. Ф. Э. Обера, в Большом театре — партию Ольги в «Русалке» А. Даргомыжского (с Ф. И. Шаляпиным), Лейлы в «Искателях жемчуга» Ж. Визе (с Д. А. Смирновым). Среди новых партий Бронской — Атма в «Метели» А, С. Танеева (премьера 29 января 1916 года) и Эльвира в «Фенелле» Д. Ф. Э. Обера (премьера 17 января 1917 года), заглавная партия в «Манон» Ж. Массне (9 февраля 1917 года, с участием Д. А. .Смирнова), заглавная партия в «Пери-коле» Ж. Оффенбаха (сезон 1918/19 г.), Мария в «Царе-плотнике» А. Лортцинга (сезон 1919/20 г.) и Волхова в «Садко» Н. А. Римского-Корсакова с участием Ф. И. Шаляпина (сезон 1920/21 г.). В первые годы после революции Бронская выступает как на с цене ГАТОБа (бывшего Мариинского театра), так и в Малом государственном академическом театре. Со сценой Е. А. Бронская простилась 18 мая 1923 года в партии Микаэлы. К этому в ремени ее репертуар расширился до 36 партий (среди последних работ — партии в опереттах «Корневильские колокола» Р. План-кетта и «Нищий студент» К. Миллёкера). С сентября 1923-го по 1950 год Бронская была профессором Ленинградской консерватории (среди ее учениц Д. Пантофель-Нечецкая, Г. Скопа-Родионова, В. Еланская и многие другие известные певицы). Скончалась выдающаяся артистка в Ленинграде 12 октября 1953 года.
Е. А. Бронская оставила фонографическое наследие, в значительной мере отражающее как ее основной репертуар, так и ее замечательное вокальное искусство. В 1905 году в Москве ею были записаны четыре фонограммы на диски французской фирмы Pathe. Это самые редкие записи певицы. В 1913—1914 годах шесть фонограмм были сделаны для пластинок Gramophone Company. Значительная серия записей была произведена в 1910 году в США фирмой Columbia — двадцать три фонограммы, преимущественно в ансамблях с партнерами Бронской по Boston Opera Company. Эти записи наглядно отражают артистический облик Е. А. Бронской.
Ю. Перепелкин