Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Во Владимире, на древней земле создан уникальный Театр Хоровой Музыки. Это постоянная труппа — Владимирский камерный хор, имеющий свой собственный Дом — великолепное здание Георгиевской церкви — и свой приход, свою публику.
«Из музыкальной летописи Владимира» — так была названа программа одного из московских концертов Владимирского камерного хора под управлением Эдуарда Маркина, которую коллектив посвятил 1000-летию Крещения Руси. Но не музейное любование прошлым или стилизация под старину увлекает участников хора, а человеческая суть происходившего: возвышенный и богатый, суровый и праздничный мир прошедших по этой земле поколений поднимается со страниц удивительной музыкальной летописи, обретающей свой голос на подмостках «Театра Хоровой Музыки».
В основе его репертуара — произведения, восстановленные по материалам рукописных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и сочинения более поздние, которые создавались и звучали во Владимире. Так, по инициативе Э. Маркина для исполнения во Владимире рождалась оратория В. Калистратова «Золотые ворота». По его заказу было создано и записанное на этой пластинке хоровое действо «Плач по Андрею Боголюбскому, Великому Князю Владимирскому». Композитор Владимир Генин посвятил его городу Владимиру, древней столице Владимиро-Суздальского княжества.
Автор говорит: «Судьба Андрея Боголюбского, одного из самых могучих русских князей, который перенес центр Руси на Север, в бедную суздальскую землю, была трагична—Андрей, по примеру святых Бориса и Глеба, принял мученическую смерть от рук недругов. Злодеяние осталось неотмщенным: забыв добрые дела князя, тело его бросили на поругание, а дом разграбили. Лишь верный Кузмище горем своим обратил горожан к покаянию. И погребен был князь с великим плачем опомнившегося народа...
Свою задачу я видел не в стилизации, не в создании декораций далекой эпохи, а в живом приближении изображаемых событий вплотную к зрителю, слушателю. Восстановление связи времен, воскрешение исторической памяти необходимо. Ибо вера и неверие, грех и святость — вечные для русской души вопросы».
Именно так и звучит в «Театре Хоровой Музыки» это страстное повествование о событиях и судьбах, на глазах у зрителей разворачивается житие князя и символические картины народной жизни, почти театральная сцена убиения Андрея Боголюбского и омытое слезами отпевание. Хор — полноправный участник, свидетель и комментатор происходящего, действующее лицо и живая декорация. Сценическое развитие возникает из перекличек групп и движения хора, то отступающего в глубину, то в кульминационном напряжении сцены убийства вырывающегося на авансцену. А потом — трагически просветленная молитва на бессмертные слова Иоанна Дамаскина. И хор, до того рассредоточенный, теперь в соединении, сочувствии, согласии—притихшая и поникшая в горе толпа, в этом горестном отпевании прозревшая великое таинство Смерти... И все это, по канонам древних мастеров, композитор оправляет в прочный, сверкающий золотой оклад «Славы земле Русской», когда в начале и конце, как символ исторической преемственности, связи времен и поколений, взвиваются к куполу торжественные слова: «О, светло светлая и украсно украшенная Земля Русская!»
А. Тевосян

АОЛЗ
1990 Зак. 430. Тираж 10000