Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Основные театральные работы Арама Ильича Хачатуряна приходятся на 40 – 50-е годы. Для спектакля театра имени Ленинского комсомола «Валенсианская вдова» (1940 г., режиссеры И. Берсенев и С. Гиацинтова) композитор сочинил шесть музыкальных номеров. Демократизм комедии великого испанца, бьющая через край веселость, огненный темперамент – все это оказалось близко творчеству Хачатуряна.

Леонарду – вдову, давшую обет безбрачия, который ей суждено было, впрочем, нарушить, играла С. Гиацинтова, в ролях ее женихов Отона и Валерьо соревновались Р. Плятт и А. Вовси, соревновались за право назвать своею Леонарду, за первенство в блистательной комедии «чехарде» реплик, ситуаций и положений, которыми щедро снабдил их Лопе де Вега. И если в первой, главной части своего «турнира» оба они потерпели поражение (Леонарда предпочла сделать своим женихом кавалера Камило), то во второй – главной для зрителей спектакля – оба были победителями. Премьера «Валенсианской вдовы» состоялась 14 ноября 1940 года. Большую популярность приобрела часто исполнявшаяся в концертах симфоническая сюита из музыки к спектаклю (1940 г.).

Лучшей театральной работой Хачатуряна по праву считается музыка к драме Лермонтова «Маскарад», сочиненная для спектакля Театра имени Вахтангова (1941 г., руководитель постановки Р. Симонов).

«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему было 21 год, – рассказывал Арам Ильич. – К работе над музыкой к спектаклю я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке «Маскарада», которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, «заданного», как мне представляется, самим Лермонтовым… В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса… Найденная тема оказалась «волшебным» звеном, которое позволило мне вытянуть всю цепь. Дальше Вальс сочинялся уже быстро, как-то сам собою…».

Вальс сделался, в свою очередь, «волшебным» звеном всей музыки Хачатуряна к спектаклю «Маскарад». Это была редкая творческая удача. В партитуре немало превосходных страниц: Романс Нины и Ноктюрн – тонкие лирические зарисовки, Мазурка и Галоп – как бы «общие планы» бала и маскарада. Основной причиной успеха музыки стал, несомненно, пронизывающий ее симфонизм. В специально выделенной, словно курсивом, набранной теме потерянного браслета содержатся «зерна» основных тем всей партитуры. Что же касается Вальса, то он, по совету Р. Симонова, многократно звучал в спектакле, сделавшись как бы его лейтмотивом.

Предгрозовая атмосфера, ощущавшаяся в хачатуряновском «Маскараде», соответствовала настроениям, поглощавшим и участников спектакля и его зрителей. Генеральная репетиция «Маскарада» состоялась 16 июня 1941 года, премьера – 21 июня, а сообщения о премьере соседствовали на следующий день с опубликованными газетными сообщениями о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Музыка «Маскарада» часто звучала в виде отдельных фрагментов, а с 1944 года – симфонической сюиты.
- В. Юзефович