Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
4
MEL CD 10 02455
2016, дата записи: 2016
melodist / 2016-09-15 21:27:29 / Редакция № 1: 2022-10-26 20:17:54
Изображение
Дмитрий Шостакович
Соната для фортепиано № 2 си минор, соч. 61
1 I. Allegretto 7.22
2 II. Largo 7.25
3 III. Moderato 13.12
24 прелюдии, соч. 34
4 № 1 До мажор 1.26
5 № 2 ля минор 0.48
6 № 3 Соль мажор 2.00
7 № 4 ми минор 2.36
8 № 5 Ре мажор 0.35
9 № 6 си минор 1.21
10 № 7 Ля мажор 1.07
11 № 8 фа-диез минор 0.55
12 № 9 Ми мажор 0.40
13 № 10 до-диез минор 1.58
14 № 11 Си мажор 0.52
15 № 12 соль-диез минор 1.17
16 № 13 Фа-диез мажор 0.59
17 № 14 ми-бемоль минор 2.23
18 № 15 Ре-бемоль мажор 0.57
19 № 16 си-бемоль минор 1.14
20 № 17 Ля-бемоль мажор 1.55
21 № 18 фа минор 0.44
22 № 19 Ми-бемоль мажор 1.36
23 № 20 до минор 0.39
24 № 21 Си-бемоль мажор 0.37
25 № 22 соль минор 2.40
26 № 23 Фа мажор 1.07
27 № 24 ре минор 1.21
«Афоризмы», десять пьес для фортепиано, соч. 13
28 1. Речитатив 0.53
29 2. Серенада 1.14
30 3. Ноктюрн 1.31
31 4. Элегия 0.59
32 5. Похоронный марш 1.13
33 6. Этюд 0.36
34 7. Пляска смерти 0.51
35 8. Канон 1.04
36 9. Легенда 2.15
37 10. Колыбельная песня 2.37
Общее время: 73.27

Ирина Чуковская, фортепиано
Запись 2016 года

Звукорежиссеры: Александр Волков (запись, мастеринг), Фарида Узбекова (монтаж)
Редакторы: Дмитрий Масляков, Наталья Сторчак, Борис Мукосей
Слова Ирины Чуковской записал Игорь Карпинский
Дизайн – Григорий Жуков
Фотограф – Юлианна Асиновская
Перевод – Николай Кузнецов

Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию новый диск известной российской пианистки Ирины Чуковской (Петровой), посвященный 110-летнему юбилею классика музыки ХХ века Д.Д. Шостаковича.
«Ирина Чуковская – ярко одаренная пианистка. Ее игра привлекает незаурядной виртуозностью, звуковой культурой и подлинным артистизмом. Ей подвластна музыка различных стилей и направлений», – так охарактеризовал искусство пианистки Мстислав Леопольдович Ростропович. Выпускница ЦМШ и Московской консерватории, ученица В. Горностаевой и С. Нейгауза, победитель Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (1980), Ирина Чуковская сегодня является профессором Российской академии музыки им. Гнесиных и относится к лучшим представителям нейгаузовской школы в современном музыкально-исполнительском искусстве и фортепианной педагогике.
Концерты пианистки проходят на крупнейших концертных площадках России, Европы и Азии; особой известностью Ирина Чуковская пользуется в США, где она дала более 500 концертов. «Чуковская сочетает потрясающую технику со страстной и поэтичной музыкальностью. Ее репертуар огромен; ее выступления часто становятся откровением», – писал американский дирижер Д. Гилберт.
Много лет продолжается сотрудничество И. Чуковской с дирижером Максимом Шостаковичем. «Я неоднократно выступал с Ириной Чуковской и был свидетелем ее значительных художественных достижений, – свидетельствует музыкант. – К их числу я отношу и эту запись произведений моего отца. С покоряющей убедительностью она передает пронзительную трагедийность образов сонаты, гибкую изменчивость настроений прелюдий, парадоксальную эксцентричность афоризмов».
На диске представлены наиболее значительные сочинения Д.Д. Шостаковича для фортепиано соло – ранний экспериментальный цикл «Афоризмы» (1927), известнейшие «24 прелюдии для фортепиано» (1932–33) и одно из самых масштабных творений военного периода Вторая соната для фортепиано (1943), посвященная памяти учителя Шостаковича, одного из основателей советской фортепианной школы Леонида Николаева
melodist / 2016-09-15 21:28:01 / Редакция № 2: 2022-10-26 20:36:07
Изображение
буклет
----------
Новый диск известной российской пианистки Ирины Чуковской посвящен 110-летнему юбилею классика музыки ХХ века Д.Д. Шостаковича.
Фортепианные произведения, создаваемые Шостаковичем с юных лет до второй половины 1950-х годов, являются важной частью его творческого наследия. Их экономное инструментальное письмо несет отпечаток своеобразия исполнительской манеры композитора, которой свойственны обостренная характерность, ритмическая определенность и графическая ясность звуковых построений.
Многогранность дарования Шостаковича была замечена еще в годы его учебы в Петроградской консерватории, которую он окончил в 1923 году по классу фортепиано у Л.В. Николаева и двумя годами позже по классу композиции у М.О. Штейнберга (любимого ученика Н.А. Римского-Корсакова). Директор консерватории А.К. Глазунов, характеризуя молодого музыканта, писал: «Питомец Петроградской консерватории Дмитрий Шостакович обладает исключительно разносторонним музыкально-художественным дарованием. У него яркий композиторский талант, рано обнаружившийся, и, несмотря на свой юный возраст (ему еще нет 17 лет), Шостакович в совершенстве овладел техникой письма. Вместе с тем он прекрасный законченный пианист. Нет сомнения в том, что Шостаковича ожидает блестящая музыкально-художественная карьера».
Позднее, в одном из интервью «Литературной газете», пятидесятилетний Шостакович признавался: «После окончания консерватории предо мной встала проблема: кем быть – пианистом или композитором? Побороло второе. По правде сказать, мне следовало бы быть и тем, и другим. Но сейчас уже поздно себя осуждать за столь категорическое решение». Тем не менее Шостакович, наравне с А.Н. Скрябиным, С.В. Рахманиновым, С.С. Прокофьевым, Б. Бартоком, вошел в когорту замечательных композиторов-пианистов ХХ столетия, нашедших индивидуальный стиль трактовки инструмента.
Альбом открывается одним из самых монументальных по замыслу фортепианных сочинений Шостаковича – Сонатой № 2, соч. 61, созданной в трудную пору военного лихолетья. Ее первая часть закончена 18 февраля 1943 года, вторая – 3 марта 1943 года в Куйбышеве, третья – 17 марта того же года в Архангельском под Москвой; премьера в авторском исполнении состоялась в Малом зале Московской консерватории 6 июня 1943 года. Соната стала откликом на смерть
любимого профессора Л.В. Николаева (1878–1942), скончавшегося в эвакуации в Ташкенте. В первой части (Allegretto) противопоставление сосредоточенно-элегической мелодии и агрессивно-наступательного марша проходит длительный путь, и в репризе, где темы звучат одновременно, их конфликт приобретает подлинно симфонический масштаб. Горестную отрешенность второй части (Largo) сменяет мерная поступь Финала – Moderato (con moto), написанного
в форме полифонических вариаций на суровую, истовую монодию русского склада, постепенное развитие которой достигает высот трагизма.
В Сонате я ощущаю борьбу жизни и смерти. Первая часть держит нас в напряжении от первой до последней ноты, в ней нет ни одной лирической темы – это своего рода смертельная схватка человека с силами Рока. Завораживающий звуковой мир разворачивается во второй части: квартовые мотивы подобны вопросам, направленным в космос. Ответа нет. Жанровая основа (вальс) дезавуирована темпом. Музыка почти неподвижна. Это мир без героя. Финал потрясает! В нем разворачивается почти барочная драма с ее ощущением жизненных контрастов. Тема пассакальи представляет собой двойную цитату: первые четыре ноты – аллюзия на тему Николаева (Л.В. Николаев – выдающийся фортепианный педагог и композитор, учитель Шостаковича в Петроградской консерватории – прим. редактора), далее – монограмма
«DSCH». Тематизм претерпевает многочисленные трансформации, являющие почти зримые образы: то скачет сама Смерть, то все погружается в сон, то слышен трубный глас Всевышнего. И в конце – неизбежное исчезновение… (Ирина Чуковская)
После печально известного Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели» Соната приказом Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром от 14/II–1948 года была запрещена к исполнению и снята с репертуара как «формалистическое» произведение.
24 прелюдии, соч. 34, сочинялись с декабря 1932 по март 1933 года, их первое исполнение состоялось в Малом зале Московской консерватории 24 мая 1933 года. К этому времени Шостакович уже был автором трех симфоний, двух балетов («Золотой век» и «Болт»), двух опер («Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда»), театральной и кинематографической музыки. В его творческом активе – сотрудничество с Г. Козинцевым и Л. Траубергом, Вс. Мейерхольдом и Вл. Маяковским, В. Немировичем-Данченко и Н. Акимовым.
В Советском Союзе конец 1920-х годов был ознаменован кардинальной сменой официального экономического направления – Новая экономическая политика (НЭП), допускавшая частную инициативу, сменилась курсом на индустриализацию и коллективизацию. Гротескная социальная пестрота быта, уродливые «гримасы НЭПа», с беспощадной правдивостью переданные в рассказах М. Зощенко, пьесах М. Булгакова и Н. Эрдмана, сказались и на образной сфере прелюдий. Шостакович писал: «Во мне вызывает протест та безвкусная “малинка”, которая в течение суток несется из всех щелей кафе, ресторанов, пивных, кино, мюзик-холлов». В балетных и прикладных партитурах композитор нередко обращался для характеристики отрицательных действующих лиц к этой убогой «звуковой среде», так близкой к примитивной лексике героев персонажей-обывателей из рассказов Зощенко. Опыт театральной работы был обобщен в фортепианных прелюдиях, где стилистические и жанровые аллюзии возникают буквально на каждом шагу.
Музыка «24 прелюдий» универсальна. Для меня она звучит очень свежо и современно – при каждом возвращении к ней я слышу много нового, чего не замечала раньше. Но в ее памяти живет и память прежних эпох. Каждая из прелюдий невероятно изобретательна; образы настолько яркие, что каждой хочется дать название. И все это богатство еще и изящно, графично выписано – по-шостаковически! (Ирина Чуковская)
Эмоциональный спектр сочинения весьма разнообразен: здесь и светлая застенчивая лирика (№№ 1, 7, 19), и тонкий психологизм (№№ 8, 10), и задорная танцевальность (№№ 9, 15, 21), и философское раздумье (№№ 4, 22), и возвышенный трагизм (№ 14). В цикле необычайно велик удельный вес комической образности в ее различных оттенках – от лукавой иронии (№№ 17, 24) до разящего сарказма (№№ 6, 20). Порой у слушателя могут возникать ассоциации с трогательным и обаятельным миром «маленького человека» из кинематографа – Чарли Чаплина, в котором все понимающий юмор естественно проникает в лирику.
Цикл «24 прелюдии» стал стилистическим обобщением «интонационного словаря» молодого Шостаковича и примером новаторской трактовки жанра. Если прелюдийные циклы Шопена, Лядова, Скрябина, Рахманинова были некими «лирическими дневниками» композиторов, воспринимались как прямая авторская речь, то склонность Шостаковича 1930-х годов к наглядной театральности и острой характерности определили его трактовку миниатюры как сценки или портрета, на которые автор взирает то с негодованием и насмешкой, то с любовью и сочувствием.
Альбом завершает цикл «Афоризмы», соч. 13, созданный между 25 февраля и 7 апреля 1927 года. Премьера состоялась в Ленинграде на концерте «Ассоциации современной музыки» (АСМ) осенью 1927 года.
Произведение относится к экспериментальному периоду творчества Шостаковича. Сама атмосфера Ленинграда 1920-х годов оказалась благоприятной средой для самого дерзкого новаторства. Композитор активно участвовал в деятельности АСМ, в которую входили А.В. Мосолов, Г.Н. Попов, В.В. Щербачев и др., а также был членом концертной комиссии «Кружка новой музыки». После смерти отца в 1922 году Шостаковичу приходилось, по его словам, «много “халтурить” и служить в кино»; впоследствии он признавался, как его утомляло «механическое изображение на рояле “страстей человеческих”», обязывавшее пользоваться узнаваемыми широкой публикой ритмоинтонациями
и жанровыми моделями. «Слуховая усталость» от подобного рода прикладной музыки, разочарование в ее выразительных возможностях подтолкнули Шостаковича к поискам иных закономерностей звуковой организации.
Изначально в «Афоризмах» меня привлекла графическая трактовка фортепиано, прозрачность звуковой фактуры, рельефность мелодических линий, и, конечно, острая характерность образов; мне было интересно бесконечно вслушиваться в эту музыку. Сейчас я записываю их уже второй раз. Наиболее важными для понимания «Афоризмов» мне кажутся две пьесы. Первая – загадочно звучащий «Канон», написанный в пуантилистической технике и напоминающий октет дворников из оперы «Нос». И «Колыбельная» – катарсическое заключение этого экспрессионистского цикла. Ее фиоритурная мелодия звучит подобно старинной арии в конце сюиты… (Ирина Чуковская)
В 1926–1927 годах Шостакович активно концертировал, исполняя преимущественно произведения романтического репертуара, участвовал в I международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве (1927), на котором был удостоен почетного диплома. Но тем не менее в фортепианных сочинениях этого времени (Первая соната, цикл «Афоризмы») прямые следы воздействия романтического пианизма практически отсутствуют.
«Афоризмы» – произведение сугубо камерное, отмеченное аскетизмом фортепианного стиля. После редакционных статей газеты «Правда» «Сумбур вместо музыки» (28.01.1936) и «Балетная фальшь» (06.02.1936) практически все сочинения Шостаковича этого периода были заклеймены как «формалистический эксперимент». Не избежали этой участи и «Афоризмы». Однако принципиальный антиромантизм «Афоризмов» не стоит абсолютизировать – главная задача композитора вряд ли заключалась в антиромантическом эпатаже. Даже при самом беглом взгляде нельзя не заметить, что в «Афоризмах» для Шостаковича чрезвычайно актуальна новизна музыкального языка, и в этом смысле произведение полемично.
Основная направленность творческого эксперимента «Афоризмов» – поиск «новой интонации», исследование ее выразительных возможностей. Поэтому, за некоторыми исключениями (Элегия, Пляска смерти, Колыбельная),
интонационный материал цикла «стерилен», тщательно очищен от стилевых и интонационных аллюзий. Подобная тенденция в целом не характерна для творческой манеры Шостаковича, которой свойственно многообразие «стилевых составляющих» музыкального языка в сочетании с высокой степенью их интеграции.
Ирина Владимировна Чуковская (Петрова) родилась в Ташкенте в семье музыкантов. Уже в семилетнем возрасте она исполнила Концерт Ре мажор Й. Гайдна с оркестром Ташкентской филармонии, а в 12 лет была принята в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс профессора Веры Васильевны Горностаевой, ученицы Г.Г. Нейгауза. Вскоре Ирина Чуковская дала свой первый сольный концерт, выступала с такими известными российскими дирижерами как И. Гусман, Е. Колобов. С 1976 года она продолжила образование в Московской государственной
консерватории сначала в классе Станислава Генриховича Нейгауза, а затем у В. Горностаевой (ассистенты Елена Рудольфовна Рихтер и Михаил Георгиевич Коллонтай) и в 1980 году стала лауреатом престижнейшего Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве. По окончании консерватории пианистка стажировалась в классе Дмитрия Александровича Башкирова, совершенствовала исполнительское мастерство под руководством Теодора
Летвина (США) и Михаила Коллонтая.
С 1985 года Ирина Чуковская является солисткой Московской филармонии, ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом – в Польше, Югославии, Венгрии, Италии, Франции, Греции, Израиле, США, Канаде, Южной Корее, Тайване.
Клавирабенды Ирины Чуковской проходили на различных концертных площадках мира: в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, в Большом зале консерватории Будапешта; в Palais Montcalm concert Hall (Квебек), Megaron Hall (Афины), Weill Recital Hall, Cami Hall (Нью-Йорк) и многих других. Пианистка выступала со многими известными дирижерами: М. Шостаковичем, Ю. Симоновым, В. Понькиным, А. Чистяковым, Д. Гилбертом, К. Комацу, Я. Ковачем. И. Чуковская – участница многочислен-
ных фестивалей: «Мальборо-фестиваль» в США, фестиваль русской музыки в Квебеке, фестиваль Андре Превена в США, фестиваль «Кристианштат» в Швеции, «Патра – культурная столица Европы» в Греции, а также «Москва – городам Европы», «Декабрьские вечера», фестивали имени Сахарова в Нижнем Новгороде, имени Гаврилина в Вологде, имени Рахманинова в Тамбове, имени Соллертинского в Витебске, имени Генриха и Станислава Нейгаузов в Москве и многих других. С 1989 по 1997 годы она работала в США, сыграв более 500 концертов.
По возвращении в Россию пианистка продолжила интенсивную концертную деятельность, сочетая ее с преподавательской работой. С 1999 по 2006 годы она была ассистентом профессора Льва Николаевича Наумова в своей alma mater. С 2000 года преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных, проводит мастер-классы по всей России, а также в США, Южной Корее, Франции, Черногории, Сербии и Греции. Среди ее учеников ряд лауреатов международных конкурсов.
«Ирина Чуковская — ярко одаренная пианистка. Ее игра привлекает незаурядной виртуозностью, звуковой культурой и подлинным артистизмом. Ей подвластна музыка различных стилей и направлений», – так охарактеризовал ее искусство
М. Ростропович. В творческом багаже артистки – значительный массив традиционного классико-романтического репертуара (от Моцарта и Глинки до Равеля и Шостаковича), около сорока концертов для фортепиано с оркестром, десятки камерных произведений.
Ирина Чуковская не опасается репертуарных экспериментов, смело включая в программы редко исполняемые опусы (например, Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр Г. Уствольской, сочинения современного канадского композитора Ж. Этю). Большая творческая дружба связывает ее с пианистом и композитором М. Коллонтаем: она была не только первой исполнительницей ряда его сочинений, но и записала их на компакт-диск. В последние годы пианистку все больше привлекает клавирное творчество И.С. Баха; в ее концертную орбиту вошли «Французская увертюра» и «Гольдберг-вариации».
Ее пианистическое мастерство удостаивалось самых лестных оценок прессы и авторитетных музыкальных критиков: «Безудержная страстность в ее игре сочетается с точным контролем. Один из секретов – ее богатая индивидуальность,
цельность творческой натуры, безукоризненная точность» (Greenwich News, Коннектикут, США). По мнению дирижера Д. Гилберта, «Чуковская сочетает потрясающую технику со страстной и поэтичной музыкальностью. Ее репертуар огромен;
ее выступления часто становятся откровением».
Борис Бородин,
доктор искусствоведения, профессор
melodist / 2019-10-15 23:21:20 / Редакция № 1: 2022-10-26 20:35:38
Изображение
melodist / 2024-02-13 22:16:01
Изображение
melodist / 2024-02-13 22:16:30
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка