Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
2
1
1 участник имеет этот альбом
MEL LP 0016
2013, дата записи: 1974
melodist / 2014-05-20 00:53:15 / Редакция № 3: 2021-12-19 19:56:07
Изображение
Сторона А
ЛАБИРИНТ (И. Кантюков) 9.34
МАРИНА (Б. Фрумкин) 9.42

Сторона В
ЛЕНКОРАНЬ (Г. Гаранян) 8.33
ОГНЕННАЯ РЕКА (К. Носов) 7.40

Общее время звучания: 35.52

Ансамбль «Мелодия», руководитель Георгий Гаранян.

Состав ансамбля:
Георгий Гаранян (альт-саксофон, синтезатор),
Алексей Зубов (сопрано и тенор-саксофоны),
Константин Носов (труба),
Геннадий Петров (труба),
Константин Бахолдин (тромбон),
Леонтий Черняк (бас-тромбон),
Борис Фрумкин (фортепиано),
Александр Бухгольц (гитара),
Игорь Кантюков (бас-гитара),
Александр Симоновский (ударные)

Запись 1974 г.
Звукорежиссер — А. Штильман
Редактор - А. Качалина
Редактор - Е. Растегаева (2013)
Выпускающий редактор - П. Шульман (2013)
Ремастеринг - М. Пилипов (2013)
Дизайн - И. Крюков (2013)


Готовя к выпуску программу джазовых композиций «Лабиринт», впервые вышедшую в 1974 году, мы решили, что будет правильным дать в качестве сопроводительного текста аннотацию к старой пластинке, написанную в свое время Аркадием Петровым – блестящим музыковедом, журналистом, который внес неоценимый вклад в пропаганду джаза в СССР. Несмотря на заключительную фразу, «смягчающую» сам факт издания в те годы джазовой музыки, созданной и исполненной советскими музыкантами, оценка Арк. Петровым композиций и того качества, который обрел джаз в данных композициях, на наш взгляд, является очень точной и актуальной.

Предлагаемая вашему вниманию пластинка, записанная инструментальным ансамблем «Мелодия» в июле 1974 года, является своеобразной вехой в работе популярного коллектива. Диск этот является первым чисто джазовым «гигантом» ансамбля, рассчитанным не на танец, не на развлечение, а на внимательное слушание. Это джаз, каким он стал спустя 75 лет после своего рождения в Новом Орлеане, – джаз, подружившийся с ритмами бита, с ладовой импровизацией, с искусственным (синтезированным) звуком, с электроникой.

В программу пластинки включены четыре больших композиции, очень разные по атмосфере, по своему характеру и образному строю, насыщенные сложной ритмикой, естественными и смодулированными тембрами. Пьесы построены на развернутых соло Константина Носова (труба), Георгия Гараняна (альт-саксофон), Алексея Зубова (сопрано и тенор-саксофоны), Бориса Фрумкина (рояль), Игоря Кантюкова (бас-гитара) и Александра Симоновского (ударные), в то время как чисто оркестровые эпизоды (темы, вставки) занимают в общем сравнительно немного места. Таким образом, принцип создания и развития музыкальной ткани в этих пьесах построен не на принципе «биг-бэнда» (большого оркестра), а скорее на принципе «комбо» (то есть, малого импровизационного ансамбля).

«Лабиринт». Пьесу открывает тема фанфарно-маршевого склада, воплощающая активное, действенное начало. Музыкальный лабиринт, через который автор проводит слушателя, изобилует странными, гротескными видениями… Шествие начинает каденция басовой гитары, записанной через фузз-педаль; безупречно работающий автомат, цепкие «агрессивные» пассажи Удивительные, причудливые музыкальные существа встречают нас на пути дальнейшего «следования по лабиринту»… Отметим также примечательное соло трубы в завершающем эпизоде пьесы (К. Носов) перед возвращением фанфарной темы…

«Марина». Еще одна ладовая композиция с эффектным соло сопрано-саксофона в начале (А. Зубов). Неожиданно меняется темп, да и весь характер музыки: мелодия становится нежно-женственной, фразы – гибкими, плавно закругленными, тон – жемчужно-прозрачным. Мир спокойствия, сладостной мечты воплощен в романтически звучащем фортепианном соло (Б. Фрумкин) и затем – в импровизации трубы (К. Носов). Лишь последний эпизод – солисты А. Симоновский (ударные) и А. Зубов (тенор-саксофон) – возвращает нас к первоначальным, динамичным настроениям.

«Ленкорань». Эта композиция Г. Гараняна использует лады и интонационные обороты восточной музыки, в частности азербайджанского и армянского фольклора. Музыка композиции причудливая, беспокойная, тревожно-возбужденная, а в одном из эпизодов – звукоизобразительная. Г. Гаранян, играющий на альтовом саксофоне с подключенным синтезатором, использует здесь различные режимы эффекта «эхо», «играет» ими, как бы заполняя звуками пространство, «развешивая» их в объеме…

«Огненная река». Экспрессивная, острая пьеса. Тема ее раскрывается в большой импровизации А. Зубова. Это бесконечное развертывание, постоянное развитие и изменение; луч-звук саксофона А. Зубова прочерчивает необычную «осциллограмму», плетет ослепительную звуковую вязь. Эстафету принимают К. Носов (труба) далее ударник А. Симоновский… Вот уж где действительно река огня – сила, яркость, молодой задор!

…Хочется надеяться, что инструментальный ансамбль «Мелодия», записавший уже несколько интересных эстрадных и танцевальных дисков, и в дальнейшем не раз обратится к концертному «джазу для слушания». Для этого у ансамбля есть все основания. В сложном меняющемся мире импровизаций и ритмов он стремится сказать самобытное слово, внести в джазовую музыку элементы нашей советской музыкальной культуры. Пластинка «Лабиринт» – доказательство, что ансамбль стоит на верном, плодотворном пути.
Арк.Петров

см. винил С60 05277-8
Цифровое издание MEL CO 0846
melodist / 2014-05-20 01:01:34 / Редакция № 4: 2021-10-09 15:51:46
Изображение
melodist / 2018-02-07 20:26:22
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка