Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
6
SUCD 10 00438
1993, дата записи: 1989, 1990
melodist / 2014-01-16 01:35:20 / Редакция № 5: 2025-08-27 00:07:23
Изображение
Г. Берлиоз
ГАРОЛЬД В ИТАЛИИ
симфония для большого симфонического оркестра с солирующим альтом по поэме Дж. Г. Байрона
1 1. Гарольд в горах. Сцены печали,счастья и радости (Adagio. Allegro) — 16.28
2 2. Шествие пилигримов, поющих вечерние молитвы (Allegretto) — 7.04
3 3. Серенада горца из Абруццы его возлюбленной (Allegro assai. Allegretto) — 6.33
4 4. Оргия разбойников. Отголоски предшествующих частей (Allegro frenetico) — 12.54
А. Шнитке
ТРИО-СОНАТА
Переложение для камерного оркестра Ю. Башмета
5 1. Moderato — 13.13
6 2. Adagio — 12.45

Общее время звучания — 69.16

Юрий Башмет, альт (1—4)
Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР. Дирижер Владимир Федосеев (1—4)
Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Дирижер Юрий Башмет (5, 6)
Запись 1989 г. (1 — 4)
Запись с концерта из Большого зала Московской государственной консерватории 22 декабря 1990 г. (5, 6)
Звукорежиссеры: М. Кожухова (1 — 4), И. Вепринцев (5, 6)
Редактор Е. Ким
Оформление художника А. Григорьева
Фото Ю. Уланова

виниловое издание см. R10 00693-4
melodist / 2014-01-16 01:35:20 / Редакция № 4: 2025-08-27 00:08:55
Изображение
melodist / 2022-07-21 02:09:55
Изображение
Соседство на этом компакт-диске столь разных произведений обусловлено тем, что лидером музицирования здесь является альтист и дирижер Юрий Башмет (р. 1953). Уроженец Львова, воспитанник Московской консерватории, где занимался у Вадима Борисовского и Федора Дружинина, Башмет смолоду заявил о себе как незаурядный музыкант, выдающийся инструменталист, в руках которого альт обрел новое дыхание, новую значимость.
Творческая биография Башмета отмечена яркими музыкальными событиями. Это лауреатские премии на международных конкурсах в Будапеште (1975) и Мюнхене (1976), блистательные сольные концерты, выступления с лучшими музыкантами современности (С. Рихтером, Н. Гутман, В. Третьяковым, В. Спиваковым и «Виртуозами Москвы», Квартетом имени Бородина, ведущими симфоническими оркестрами мира), снискавшие Башмету международную известность. Это состоявшийся несколько лет назад успешный дирижерский дебют, создание замечательного ансамбля «Солисты Москвы», с которым в качестве дирижера артист гастролировал во многих странах (ныне Башмет работает с ансамблем «Солисты Москвы. Опус 2»). Музыкантом вдохновлены, ему посвящены великолепные концерты для альта с оркестром М. Ермолаева, А. Чайковского, А. Эшпая, Концерт и «Монолог» А. Шнитке, Литургия для оркестра с солирующим альтом «Оплаканный ветром» Г. Канчели и много других сочинений.
Публика концертов Башмета давно подметила красноречивый штрих внешнего облика артиста — его сходство с мягким, лирическим вариантом облика Паганини. И кажется неслучайным частое исполнение альтистом сольной партии в знаменитой симфонии Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии». Ведь именно великий Паганини предложил Берлиозу, после их встречи в конце 1833 года, сочинить нечто блестяще концертное для своего великолепного альта работы Страдивари. Будучи большим поклонником альта, Паганини желал включить будущее сочинение в свой репертуар и ждал от Берлиоза музыки, написанной в той страстной, романтически приподнятой манере, с многокрасочной, не слыханной ранее оркестровкой, что так потрясли гениального виртуоза в «Фантастической симфонии». «Я попробовал написать соло для альта, — вспоминал Берлиоз, — но соло, сочетающееся с оркестром таким образом, чтобы ничего не отнимать у оркестровой массы, ибо был вполне уверен в том, что Паганини своей несравненной мощью исполнения всегда сумеет сохранить за альтом главную роль. Предложение мне показалось новым, и вскоре в моей голове возник довольно удачный план, я с увлечением принялся за его осуществление. Едва я успел написать первую часть, как Паганини захотел на нее взглянуть. При виде пауз в партии альта он воскликнул: «Это не то! Я здесь слишком долго молчу; надо, чтобы я играл все время». Сотрудничество Берлиоза с Паганини не сложилось, ибо, преклоняясь перед блистательным виртуозом, композитор не изменял себе: жанры сонаты, концерта были ему чужды. Этот самобытный художник-романтик всегда шел нетрадиционным путем; он создал оригинальный жанр программной симфонии, в котором получили глубоко индивидуальную трактовку темы и образы романтического искусства, воплощенные в ярко театральной живописной форме.
Симфония с солирующим альтом (1834) создавалась Берлиозом в пору его особого увлечения Байроном, романом в стихах «Паломничество Чайльд Гарольда», идеей вечного странствования, поиска истины: «Я задумал написать для оркестра ряд сцен, в которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему характер; я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд Гарольда Байрона, вставляя его среди поэтических воспоминаний, оставшихся у меня от скитаний в Абруццах». Свободно трактуя Байрона, в индивидуальном преломлении собственной личности и собственных ассоциаций, Берлиоз рисует картины природы и жанровые сцены, объединяя их холодно-отчужденным «взглядом» главного героя. Его лейт-тембр — матово-глуховатый голос альта — и лейтмотив проходят через все части симфонии.
Первая часть — «Гарольд в горах. Сцены печали, счастья и радости», с сумрачным фугато вступления и сверкающей, ритмически живой и сочной картиной Италии в сонатном Allegro. Вторая часть — «Шествие пилигримов, поющих вечерние молитвы», где Берлиоз создает чистую возвышенную молитвенную атмосферу со звукоизобразительными ударами колокола. Третья часть — «Серенада горца из Абруццы его возлюбленной»; первая тема записана композитором от pifferari, исполнителей на итальянской волынке, а собственно серенада — вариант темы Гарольда. Этим сценам резко противостоит финал — «Оргия разбойников. Отголоски предшествующих частей». Дикая вакханалия сметает, отвергает темы предыдущих частей, разбушевавшаяся сатанинская стихия губит главного героя.
На данном диске Юрий Башмет выступает также в качестве дирижера и автора переложения. Оркестровая версия Струнного трио Альфреда Шнитке — «Трио-соната» — была создана им под наблюдением автора в 1987 году (через два года после оригинала) для ансамбля «Солисты Москвы». Альфред Шнитке, которому принадлежат пять симфоний, две оперы, три балета, восемь инструментальных концертов, кантаты, пять Concerti grossi, масса камерной и прикладной музыки, сформировал свой метод стилистического синтеза, свой оригинальный мир, где, оперируя звуковыми символами разных времен и культур прошлого и настоящего, он разговаривает со слушателем о вечном, о будущем. Образы, их развитие столь рельефны, что часто можно следить за «сюжетной» драматургией (но иного плана, нежели берлиозовская, конкретно-программная).
Критерием прекрасного для Шнитке являются духовные откровения старых мастеров, строгость и чистота мышления прошлых веков, высокие истины Веры, независимо от разности религий. Не случайна актуализация старых жанров, как, например, трио-сонаты. Этот жанр, зародившийся 8 начале XVII века в северной Италии, достиг расцвета в творчестве Баха, Корелли, Пёрселла, Букстехуде, Генделя. Шнитке наполняет старую барочную форму волнующим его содержанием. Элегические настроения, от мягкого сожаления до скорби, царят в Трио-сонате, где части не контрастируют, согласно традиции, а сосредоточивают внимание в одном, но чрезвычайно богатом нюансами состоянии глубокого размышления. Отсюда и единство интонаций обеих частей цикла (монотематизм), минорный лад, господствующий медленный темп. Все вырастает из первой лейтинтонации, близкой "золотому ходу валторн", одному из знаков романтического идеала (эта интонация привлекала к себе композитора в Concerto grosso № 2, в Виолончельной сонате, в финале Третьего скрипичного концерта). «Сюжетное» развитие сонатной формы первой части, Moderato, ведет к «раздроблению» лейттемы в разработке и воссозданию ее целостности после кульминации в репризе. Во второй части, Adagio, свободный вариант ведущей темы-размышления смягчен, оттенен холодновато-машинной моторикой и траурным хоралом. Но тема «восстает из пепла» в первоначальной певучести, декларируя единство всего повествования, нерушимость Гармонии. Из простых и немногочисленных «слов» композитор выстраивает значительное духовное пространство, где проносятся «тени» элегических откровений мировой музыки от Шуберта до Шостаковича и где, кажется, все время находишься на пороге открытия высшей Истины, высшей Красоты.
Елена Петрушанская
melodist / 2022-07-21 02:10:05 / Редакция № 3: 2025-08-27 00:13:33
Изображение
melodist / 2022-07-21 02:10:14
Изображение
melodist / 2022-07-21 02:10:22
Изображение
melodist / 2022-07-21 02:10:30
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка