Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
6
1
1 участник имеет этот альбом
С10 23563 000
1986, дата записи: 1985
Alder / 2013-01-05 10:54:11 / Редакция № 7: 2022-11-25 08:14:13
Изображение
Д. ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)
Сторона 1
КВАРТЕТ № 11 для двух скрипок, альта и виолончели фа минор, соч. 122 — 18.20
1. Вступление. Andantino
2. Скерцо. Allegretto
3. Речитатив. Adagio
4. Этюд. Allegro
5. Юмореска. Allegro
6. Элегия. Adagio
7. Заключение. Moderato
КВАРТЕТ № 3 для двух скрипок, альта и виолончели фа мажор, соч. 73
1. Allegretto — 5.25

Сторона 2 — 26.29
2. Moderato con moto
3. Allegro non troppo
4. Adagio
5. Moderato

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КВАРТЕТ ИМЕНИ М. К. ЧЮРЛЁНИСА:
Римантас Шюгждинис, Саулюс Кишкис,
Алоизас Грижас, Саулюс Липчюс

Звукорежиссер Э. Мотеюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник А. Гуркас
«МЕЛОДИЯ», 1986
Вильнюсская студия грамзаписи. Запись 1985 г.

Работа над квартетом никогда не была для Дмитрия Шостаковича чем-то второстепенным, «интермедийным». Напротив, жанр квартета оказался для него емкой «привычной» формой высказывания, с которой композитор не расставался на протяжении всего творческого пути и которой доверял наиболее сокровенные свои мысли, думы, переживания.
Квартет № 3 фа мажор, соч. 73 можно отнести к самым крупным, значительным произведениям этого жанра в творчестве Шостаковича. Он был написан через год после окончания Великой Отечественной войны, и в его идейной концепции, естественно, отразились переживания тяжелых военных лет. Так, музыка средних частей по своему характеру напоминает отдельные эпизоды Восьмой симфонии Шостаковича, написанной в самый разгар войны. Крайние части квартета (первая, пятая) воплощают спокойные, «мирные» образы.
Первая часть, Allegretto, начинается с изложения двух жизнерадостных, светлых тем. Первая из них — в духе лирически окрашенной польки, вторая — более напевная, мягкая. В среднем эпизоде колорит несколько омрачается, появляются тревожные, настораживающие звучания.
Вторая часть, Moderato con moto, звучит резким контрастом к предыдущей. Она начинается острой, полной жгучих диссонансов темой. Это — олицетворение грозных сил, образов войны. Главной теме противопоставлена вторая, полная нежности и глубокой человечности. Обе темы, чередуясь, проходят несколько раз. При этом в процессе развития жесткость первой темы постепенно исчезает, сменяясь более мягким звучанием. Последние такты второй части полны благородства, скрытой нежности.
Третья часть, Allegro non troppo, воплощает сложный мир чувств и образов. В первой теме слышится что-то от батальной картины, в то же время это — выражение человеческого гнева, ожесточенности. Неожиданно появляется вторая тема — необузданный эстрадный танец. Этот эпизод — пародия на вульгарность и пошлость как одно из проявлений антигуманистического начала.
Четвертая часть, Adagio, начинается с проникновенной, мелодичной и выразительной темы, звучащей как исповедь, как выражение непримиримости и душевного протеста. Вся часть написана в форме вариаций на эту тему. Кончается четвертая часть мрачным, траурным звучанием начальной темы, которая постепенно переходит во вступление к финалу (следует без перерыва). Музыка финала, Moderato, как бы подводит итог пережитому и повествует о том, что за бурями и невзгодами всегда наступает пора просветления, что борьба приводит к победе, к новому расцвету жизни.
Музыка последних тактов квартета поражает своей мягкостью, сочетанием лиричности с поразительной философской проникновенностью.
Квартет № 11 фа минор, соч. 122 написан Д. Шостаковичем в начале 1966 года. Он посвящен памяти Василия Петровича Ширинского, выдающегося музыканта, участника квартета имени Бетховена — первого исполнителя многих камерно-ансамблевых сочинений композитора.
Музыка этого произведения глубоко печальна и звучит подобно реквиему.
В квартете семь очень коротких частей, следующих друг за другом без перерыва: «Вступление», «Скерцо», «Речитатив», «Этюд», «Юмореска», «Элегия» и «Заключение». Цикл отмечен большим внутренним единством, которое достигается тематическим сходством отдельных частей и повторением музыки предыдущих разделов в финале.
«Вступление» начинается мелодией скрипки — задумчивой и печальной. Она скромна и ненавязчива, ее развитие медлительно и спокойно. В подголосках вступающих далее голосов у виолончели появляются интонации темы второй части — «Скерцо». В отличие от других квартетов и симфоний Шостаковича здесь музыка скерцо неторопливо сосредоточена и мягка и вместе с тем внутренне напряжена и насторожена. В отрывистом беге мелодии звучат затаенные вопросы и как бы слышится немолчный стук человеческого сердца. В третьей части («Речитатив») наступает резкий перелом. Остро и диссонантно звучат начальные пассажи. Они знаменуют, с одной стороны, внезапный переход от созерцательности к действительности, а с другой — как бы вторжение образа трагической обреченности, роковой неизбежности. Начиная с этого момента, в музыку квартета проникает конфликтное начало.
«Этюд» и «Юмореска» — этапы драматической разработки ранее изложенных тем. В «Этюде» на фоне быстрых фигураций первой скрипки у остальных трех инструментов возникают трагические фразы, в которых слышатся отзвуки старинных обрядовых песен. «Юмореска» не заключает в себе ничего юмористического; напротив, ее настроение очень близко «Этюду». Такое название дано композитором, видимо, из-за оригинального приема: в партии второй скрипки непрерывно «пульсирует» один и тот же двузначный мотив (соль — ми) как традиционное воплощение зова кукушки. В данном контексте он воспринимается как символ «бега времени». С этой частью контрастирует «Элегия», близкая траурному песнопению.
«Заключение» возвращает к темам «Скерцо» и «Вступления», которые звучат здесь иначе — просветленно и скорбно. Отрывистая тема «Скерцо» слышится как бы издалека; с ней сплетаются задумчивые прощальные интонации первой части, которые постепенно растворяются и замирают в светлом высоком регистре скрипки.
Государственный квартет имени М. К. Чюрлёниса за семнадцать лет напряженной творческой работы дал около полутора тысяч концертов, успешно гастролировал не только в братских республиках, Москве и Ленинграде, но и в Венгрии, Чехословакии, ГДР, Польше, Австрии, Западном Берлине, ФРГ, Италии, Финляндии. Он был участником многих всесоюзных и международных фестивалей камерной музыки, в том числе и Международного конкурса в Женеве. В репертуар квартета входит около
двухсот произведений этого жанра, а также все струнные квартеты И. Брамса и Б. Бартока, исполняемые циклами.
Советская и зарубежная музыкальная печать отмечает в выступлениях ансамбля высокую культуру музицирования, тонкую интерпретацию исполняемой музыки, техническое мастерство, слаженность и яркость звучания.
Пластинка с записью произведений Д. Шостаковича в исполнении квартета имени М. К. Чюрлёниса свидетельствует о творческой зрелости и таланте участников коллектива.
Mangali / 2014-01-10 14:29:53 / Редакция № 5: 2022-11-25 01:30:43
Изображение
РЗГ, 80
сторона 1
admin / 2015-10-03 09:54:36 / Редакция № 2: 2016-09-08 20:36:41
Изображение
melodist / 2022-11-25 01:23:35
Изображение
melodist / 2022-11-25 01:23:46
Изображение
МОЗГ, 80
admin / 2016-09-08 20:37:56
Изображение
admin / 2016-09-08 20:38:10
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка